Профилактика оптической дисграфии у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
И. Е. Кийски, учитель-логопед; С. Ю. Смирнова, учитель-логопед, г. Петрозаводск
Нарушение письма — одна из самых распространённых форм речевой патологии у младших школьников. Дисграфия чаще всего проявляется в структуре сложных речевых расстройств, поэтому её профилактика в дошкольном возрасте является актуальной задачей учителя-логопеда.
На все ли руки мастер?
С. В. Куницкая, учитель-дефектолог, г. Одинцово
В народе часто говорят: «Мастер на все руки». Так называют умелого человека, который ловко и искусно справляется со всеми делами. Если понимать эту фразу буквально, то в русле предстоящей темы так можно сказать и о человеке, который одинаково хорошо манипулирует обеими руками. В жизни же, как правило, нам приходится сталкиваться с предпочтением одной руки — либо правой, либо левой. Вопрос о левшестве в последние годы становится весьма актуальным, много споров и дискуссий вызывает среди учёных умов, а также интерес и в некоторой степени беспокойство обычных родителей (каковы причины его возникновения, возможность переучивания и многие другие аспекты).
Загадки для отработки произношения звука [с]
О. А. Алфёрова, учитель-логопед, г. Москва
Учителя-логопеды придумывают всевозможные способы для разнообразия своих занятий. Бывает так, что речевой материал вдруг уже весь проработан, а поставленный звук до сих пор не автоматизирован. Ребёнку скучно, логопеду грустно… Тогда в ход идут разные игры наподобие «Рыбалки» — поймай удочкой картинку, в названии которой есть заданный звук, или «Собери грибы в корзинку» — выбери только те картинки, в названии которых, опять же, есть заданный звук, или дай куклам имена с заданным звуком и много-много других подобных игр. Безусловно, они помогают сделать занятия для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.
Дидактические игры для развития мелкой моторики
В. И. Шаркова, воспитатель, г. Кривалдино
В настоящее время не теряет актуальности вопрос о раннем развитии детей. Ранний возраст — это тот период, когда формируются и развиваются практически все двигательные навыки, которыми владеет человек в течение всей жизни. Эти навыки взаимосвязаны, влияют и зависят друг от друга.
Зачем и как развивать фонематический слух
Н. А. Даниленко, логопед, г. Тверь
Да, бывает. И этот слух у большинства людей достигает своего высшего уровня развития, он абсолютный. Это фонематический слух, то есть способность делить предложение на слова, слова — на слоги, слоги — на звуки, умение различать оттенки голоса (силу и его высоту), сравнивать и сопоставлять воспринимаемые звуки с ранее услышанными.
Путешествие к необычным островам
В. А. Пуату, воспитатель, г. Санкт-Петербург
Математический досуг для детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе логопедической группе
Задачи:
- закреплять знания и умения детей в решении и составлении арифметических задач;
- закреплять знания детей о геометрических фигурах;
- закреплять знания о составе числа из двух меньших;
- способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания;
- упражнять в ориентировке во времени.
Один день с Весёлым Язычком
Т. В. Гузенко, воспитатель, г. Петрозаводск
Задачи:
- уточнить представления детей о географических местах путешествий человека (к морю, в лес, в горы и т. д.), о транспорте (воздушном, водном, наземном, железнодорожном), о многообразии животного мира (птицы, земноводные, дикие звери, насекомые, пресмыкающиеся);
- выявить и уточнить представления детей о гужевом виде транспорта (лошадь, верблюд, осёл, слон);
- упражнять детей в обратном счёте от 10 до 1, в умении распознавать цифры и составлять с их помощью цифровую дорожку.
Обучение дошкольников грамоте (в рамках подготовки к школе)
О. Б. Тимчук, Н. А. Тоцкая, учителя-логопеды, г. Томск
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что дошкольный возраст ребёнка является периодом наиболее высокой «языковой одарённости», особой восприимчивости к звуковой стороне речи.