Все журналы » Физика. Все для учителя! » №0(0)

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ И ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Ориентиром для работы современного учителя являются государственные образовательные стандарты. Начнем с целей и задач, решение которых должен обеспечить новый стандарт. Программа развития универсальных учебных действий.

ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИКА. ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ. НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ. ФИЗИКА И ТЕХНИКА. ПЕРВЫЙ УРОК ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ.

Цели урока:формирование интереса к изучению физики; развитие представлений о физических явлениях, методах научного исследования; расширение кругозора учеников.

План урока

1. Физика и другие науки о природе.

2. Физические явления. Физические тела, вещество, материя.

3. Методы физической науки. Наблюдения и опыты.

4. Физика и техника.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ИЗУЧЕНИЯ. НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Одно из важнейших заданий школы — формирование творческого мышления учеников. Процесс мышления начинается с возникновения психических затруднений, появления неясностей, парадоксов, проблем. Физический материал дает возможность создать много проблемных ситуаций, руководить познавательной деятельностью учеников, учить их учиться. Известный психолог Л. С. Выготский доказал, что обучение лишь тогда будет успешным, когда оно будет не только ориентироваться на уже достигнутый уровень развития, но и немного «забегать вперед», предъявляя к логическому мышлению несколько завышенные требования. Необходимо добиться того, чтобы ученики не получали знания в готовом виде, а пытались приобрести их самостоятельно.

ЯЗЫК ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.

Изучая физику, школьники решают значительное количество тренировочных заданий. Это позволяет им закрепить в памяти теоретический материал, выработать навыки применения полученных знаний в некоторых стандартных ситуациях. Для многих такими тренировочными задачами физическое образование, собственно, и заканчивается. Все другие задачи признаются «нестандартными», «олимпиадными» или, по крайней мере, «повышенной сложности», решать которые дано не всем.

ОБ ОДНОМ ИЗ СПОСОБОВ УПРОЩЕНИЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО КИНЕМАТИКЕ

Всем телам, независимо от их состава, одно и то же гравитационное поле в данной точке сообщает одинаковое ускорение. Можно ввести систему отсчета, которая свободно падает в таком однородном гравитационном поле. На явления, которые будут протекать в такой системе отсчета, наличие этого однородного гравитационного поля никак не повлияет. Выбор системы отсчета в кинематике не является существенным, чего нельзя сказать о динамике. Выбор системы отсчета, связанной со свободно падающим телом, часто значительно упрощает решение многих кинематических задач. Рассмотрим это заключение на конкретных примерах.

МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ. КАК ИЗУЧАТЬ МЕХАНИКУ, ЕСЛИ НЕ ХВАТАЕТ ЗНАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ.

Известно, что учебные программы по физике и по математике в общеобразовательной школе плохо согласованны между собой. Несколько лучше обстоит дело в профильных и специализированных классах, но все же несоответствия дают о себе знать. Это хорошо заметно уже с первых уроков в девятом классе, когда ученики не знают элементов векторной алгебры, а изучение кинематики изначально предполагает наличие этих знаний.

«КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ» КОНКУРС ДЛЯ УЧЕНИКОВ 7-11 КЛАССОВ.

Вряд ли вы довольны тем, как большинство учеников относится к естественным наукам. Мы этим тоже не очень довольны. Причин этому тьма, виноватых тоже легко найти, но мы решили поступить по принципу: «Если тебе чего-то не хватает — это потому, что ты этого не сделал». И решили подогреть интерес детей к нашим наукам. Для этого мы придумали и провели городскую занимательную олимпиаду «Космическая Одиссея». Идея «Одиссеи» была такая: у многих детей есть искра «врожденного» интереса к звездам и планетам, полетам, воздухоплаванию и т. п.

© 2017, Издательская группа «Основа»