Все журналы » Физика. Все для учителя! » №1(61)

Академик Ю. Б. Харитон и физика ХХ века

Н. Н. Барабанов, ЦРА МГТУ «СТАНКИН»

В отечественную историю ХХ века Юлий Борисович Харитон вошёл как один из виднейших учёных-физиков и организаторов советской науки. Человек, полвека руководивший Всесоюзным научно-исследовательским институтом экспериментальной физики в закрытом городе, известном в течение нескольких десятилетий, как Арзамас-16; ближайший сподвижник И. В. Курчатова в период создания первых советских ядерных реакторов и советского атомного оружия; академик, создавший научную школу, выдающимися представителями которой были, к примеру, такие физики- теоретики, как академик Я. Б. Зельдович; наконец, исследователь, трудами которого удалось прояснить многое в области ядерной физики, физики горения и взрыва, химической кинетики — таково в главном научное наследие Ю. Б. Харитона, созданное за его долгую и трудную жизнь, длившуюся 92 года. Однако сегодня научные результаты, полученные Ю. Б. Харитоном, известны преимущественно сравнительно узкому кругу физиков-профессионалов — в немалой степени так случилось потому, что тематика его научных работ в течение длительного времени оставалась закры­той для широкой общественности. Именно эта область его деятельности и будет главной темой публикации, предлагаемой вниманию читателя. Но сначала — некоторые биографические сведения, без которых разго­вор о Харитоне-физике представляется крайне затруднительным, а в ряде случаев вообще невозможным.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес info@e-osnova.ru

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Использование ИОУП

Н. А. Зыкова, МБОУ «Чулымская СОШ», пос. Чистое Поле, Балахтинский р-н, Красноярский край

Урок. Выталкивающая сила. 7 класс

Учитель

1. Проделывает такие действия:

- помещает в сосуд с водой тела, которые всплывают и плавают на поверхности жидкости.

- Ставит вопрос: «Почему так происходит?»

2. Укрепляет тело на динамометре и обращает внимание на измене­ние показаний прибора при помещении его в сосуд с водой. Просит назвать, с чем связан наблюдаемый эффект


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес info@e-osnova.ru

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Глобальное потепление: парниковый эффект

С. Михеева, ученица; руководитель — И. В. Михеева, учитель физики, МОУ «Смирновская СОШ», Шатковский р-н, Нижегородская обл.

Цели и задачи проекта:

1. Изучить материалы по глобальному потеплению.

2. Выяснить причины глобального потепления.

3. Экспериментально проверить парниковый эффект.

4. Определить, какое влияние эта проблема оказывает на жизнь людей.

Этапы работы над проектом

1. Изучить причины, способствующие появлению «глобального потепления».

2. Экспериментально проверить парниковый эффект.

3. Рассмотреть вопросы влияния глобального по­тепления на жизнь людей, городов, целых государств.

4. Провести опрос среди учащихся.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес info@e-osnova.ru

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

В мире света. 6 класс

Н. П. Бабасёва, учитель физики МКОУ «Чулымский лицей», Новосибирская обл.

Цель: повторить и обобщить знания по теме.

Задачи:

1. Показать применение физической теории на прак­тике.

2. Продолжить формирование умений проводить ис­следования.

3. Продолжить поддерживать интерес обучающихся к предмету.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес info@e-osnova.ru

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Выталкивающая сила. 7 класс

И. В. Спицкая, учитель физики, Казачинская средняя общеобразовательная школа

Сегодня мы с вами будем изучать выталкивающую силу, действующую на тела, погружённые в жидкость. Выясним, от каких факторов зависит эта сила. Научимся вычислять эту силу. Ребята, как можно опытным путём определить выталкивающую силу и какое оборудование вам необходимо?


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес info@e-osnova.ru

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Сила Архимеда. 7 класс

Ю. Е. Кругова, ГБОУ «СОШ № 1965», г. Москва

Цели и задачи урока: создать потребность в познании силы Архимеда; организовать самостоятельное выяснение учащимися смысла закона Архимеда; организовать практическую работу, требующую использования всех каналов приёма и переработки информации для освоения информации о выталкивающей силе.

Технология: проблемный диалог.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Оборудование: интерактивная доска, мензурки, стаканы с водой и молоком, тела с одинаковыми объёмами, разными объёмами, из разных веществ, динамометр, стеклянная колба с водой, пробка, тяжёлый шар, ключ, монета, жетончики красного, зелёного, жёлтого цвета.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес info@e-osnova.ru

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Условия плавания тел. 7 класс

Р. К. Комиссаров, МБОУ «Гимназия», г. Новозыбков, Брянская обл.

Цели урока:

- обучающая:закрепление у учащихся знаний, навыков и проведение опытов, умение вести исследование — «плавание тел»;

- развивающая:обучение учащихся применять знания в новой ситуации, развивать умения объяснить окружающие явления;

- воспитательная:формирование самостоятельности в практическом применении знании с учётом уровня подготовки учащихся.

Задачи урока:

- образовательная:добиться усвоения учащимися условий плавания тел на основе изученного понятия об архимедовой силе;

- развивающая:развивать творческую активность, творческие способности учащихся;

- воспитательная:показать использование условий плавания тел в технике и народном хозяйстве.

Оборудование: лабораторные сосуды с водой, мас­лом; набор тел разной плотности; деревянный и пенопластиковый кубики одинаковых размеров, клубень картофеля, пробирка с поваренной солью, пластилин, пробирки с песком, прямоугольный параллелепипед из пенопласта, динамометры, гири, мензурки.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес info@e-osnova.ru

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Последовательное соединение проводников. 8 класс

И. В. Соколов, МБОУ «СОШ № 1», с. Красноусольский, Гафурийский р-н, Республика Башкортостан

Тип урока: комбинированный.

Цели: закрепить знание закона Ома, познакомить учащихся с последовательным соединением проводников и закономерностями, существующими в цепи с последоательным соединением проводников; экспериментально изучить последовательное соединение проводников в электрической цепи; закрепить законы последовательного соединения решением практической задачи.

Задачи:

- образовательные:ознакомить учащихся с последовательным соединением потребителей тока, экс­периментально определить соотношение между величинами силы тока (напряжения) на отдельных участках цепи при последовательном соединении проводников; экспериментально определить напряжение на участках цепи при изменении количества проводников; продолжить формирование умений и навыков собирать простейшие электрические цепи, а также пользоваться измерительными прибора­ми (амперметром и вольтметром);

- развивающие:продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщения на основе результатов проведённого исследования; продолжить развитие мышления, творческих и исследова­тельских способностей учащихся;

- воспитательная:продолжить воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке, работу по формированию умений работать в коллективе (умение высказать свою точку зрения и выслушать точку зрения товарища, умение уважительного отношения к мнению товарища и др.).

Оборудование: компьютер, проектор, гирлянды, источник питания, вольтметры демонстрационные, ключи, лампочки от карманного фонарика, провода соедиительные.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес info@e-osnova.ru

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Правило левой руки. 9 класс

О. А. Макарова, МОУ «Лицей № 31», г. Саранск

Цели урока:

- общеобразовательные:продолжить знакомство учащихся с общенаучными методами познания; по­вторить все основные понятия по теме «Магнитное поле и его графическое изображение», вспомнить правила определения направлений линий магнитного поля, образованного вокруг проводников с током;

- развивающие:развитие у учащихся познавательных способностей, умение логически рассуждать (с помощью экспериментальной части урока), выделять главные причины и выводы; обобщающих навыков, самостоятельного мышления и памяти, внимания и сообразительности;

- воспитательные:изучение новой темы способствует формированию мировоззрения у учащихся путём усвоения принципа следственных связей между явлениями; содействовать в ходе урока фор­мированию трудолюбия, внимательности.

Структура урока

I. Организационный этап (2 мин).

II. Вводно-мотивационный этап (16 мин).

III. Операционно-содержательный этап (20 мин).

IV. Рефлексивно-оценочный этап (5 мин).

V. Домашнее задание (2 мин).

Основной материал: обнаружение магнитного по­ля по его действию на электрический ток.

Методы обучения: повторение домашнего мате­риала, новая тема, беседа, экспериментальная часть, закрепление новой темы.

Оборудование: документ-камера, телевизор, ноутбук, источник питания, соединительные провода, соленоид с железными опилками, доска. На каждой парте у учеников: соединительные провода, дугообразный магнит, ключ, штатив с подвешенным к нему неизолированным медным проводником, инструкция для проведения экспериментальной работы.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес info@e-osnova.ru

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. 7 класс

О. В. Скворцова, МС(К)ОУ «Юровская школа-интернат VI вида», пос. Дубовая роща, Московская обл.

Цели и задачи урока:

- образовательные:обобщить и систематизировать знания учащихся по темам «Давление жидкостей и газов», «Условие плавания тел»; закрепить выработанные умения и навыки при решении расчётных задач, навыки оперирования единицами измерения физических величин;

- развивающие:развитие слухового и зрительного восприятия; развитие мышления, речи, памяти, внимания; развитие умения пользоваться таблицами физических величин;

- воспитательные:воспитание личностных качеств (аккуратности, умения работать в коллективе, дисциплинированности); воспитание познавательного интереса к предмету; способствовать воспитанию всесторонне развитой личности ребёнка.

Оборудование: карточки, мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютеры.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес info@e-osnova.ru

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Мореплаватели и воздухоплаватели. Урок-игра. 7 класс

Р. Н. Тяпкина, МОБУ «СОШ № 3», с. Инзер, Белорецкий р-н, Республика Башкортостан

Цели:

- обучающие:повторить, обобщить, систематизиро­вать, расширить знания по этим темам;

- развивающая:развивать интерес к физике;

- воспитательная:воспитывать стремление к победе, сплочённость, коллективизм.

Урок проводится в форме нескольких конкурсов между двумя командами: «Мореплавателями» и «Воз­духоплавателями». Обе команды заранее (за одну-две недели до урока) получают задания: каждая команда должна подготовить сообщение о судах различного на­значения («Мореплаватели») и о воздухоплавательных аппаратах («Воздухоплаватели»).

Представление команд «Мореплаватели» и «Воздухоплаватели»

За правильный ответ участники команд получают жетоны.

По количеству жетонов выставляются оценки участ­никам команды.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес info@e-osnova.ru

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Цветная вкладка - Нобелевские лауреаты. 1929 год. Луи де Бройль – 1


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес info@e-osnova.ru

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Цветная вкладка - Нобелевские лауреаты. 1929 год. Луи де Бройль – 2


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес info@e-osnova.ru

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Презентация - Глобальное потепление: парниковый эффект

Михеева С., Михеева И. В.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес info@e-osnova.ru

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Презентация - Условия плавания тел

Комиссаров Р. К.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес info@e-osnova.ru

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
© 2019, Издательская группа «Основа»