Все журналы » Физика. Все для учителя! » №4(64)

Немного о потенциале

А. Б. Рыбаков, МБОУ «Гимназия № 124», г. Санкт-Петербург

Из всех величин, вводимых в школьном курсе, именно потенциал определяется самым сложным образом, по сути дела, интегралом. Ситуация осложняется тем обстоятель­ством, что учитель-то при изложении этой темы должен из­бегать всякого упоминания об определённых интегралах.

Цель настоящего конспекта — в самом компактном виде представить все утверждения данной темы. То есть всё, что необходимо и достаточно для решения любых задач на эту тему. Мы не приводим доказательств, огра­ничиваясь лишь напоминаниями и комментариями. До­казательства же можно найти в учебниках.

Повышение мотивации учащихся к изучению физики

Н. В. Федюнина, ГБОУ «ООШ», с. Тяглое Озеро, Пестравский р-н, Самарская обл.

В 2010 году я начала исследование по теме «По­вышение мотивации учащихся к изучению физики через использование активных форм обучения на уроках и во внеурочной деятельности».

Имея уже достаточный опыт преподавания физики, я заметила, что в последние годы по раз­личным причинам снижается интерес у учащихся ко многим учебным предметам, а особенно к физи­ке. Большинство обучающихся занимают в учеб­ном процессе пассивную позицию, поэтому уже к 7 классу начинают терять интерес к учёбе, что негативно сказывается на качестве образования, так как в этот период формируются базовые знания по предмету. Отсюда знания учащихся по предмету неглубокие, познавательный интерес и мотивация достаточно низкие.

Организация исследовательской деятельности

З. З. Гатауллина, МБОУ «Казакларская ООШ», Высокогорский р-н, Республика Татарстан

В Примерной программе основного общего образования по физике, составленной на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, цели обучения физике конкретизируются до формиро­вания у школьников следующих умений, навыков и способов деятельности: использовать для позна­ния окружающего мира наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование; различать факты, гипотезы, причины, следствия, законы, теории; владеть адекватными способами решения теоре­тических и экспериментальных задач; выдвигать гипотезы для объяснения известных фактов и экс­периментально проверять выдвигаемые гипотезы; владеть монологической и диалогической речью, способностью понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; ставить цели, планировать, определять оптимальное соотноше­ние цели и средств и др. Достичь постановленных целей, не формируя исследовательских умений у всех учащихся, нельзя. В связи с этим перед обу­чением физике в основной школе наряду с други­ми стоит задача формирования исследовательских умений.

Связь физики и искусства. Гуманитарный профиль. 8 класс

Э. Г. Ермишина, ГБОУ СОШ «Гимназия № 625», г. Москва

Изобразительное искусство хранит богатейшие воз­можности для эстетического воспитания в процессе пре­подавания физики. Часто ученики тяготятся уроками, на которых точные науки преподаются в виде свода за­конов и формул. Задача учителя — показать, что людям творческих профессий знания по физике просто необ­ходимы, поскольку «художнику, не обладающему опре­делённым мировоззрением, в искусстве ныне делать нечего — его произведения, блуждающие вокруг част­ностей жизни, никого не заинтересуют и умрут, не успев родиться».

Итоговый тест. 8 класс

М. М. Сурова, МОУ «СОШ № 13», г. Подольск, Московская обл.

1. На плите стоит кастрюля с водой. Каким спосо­бом передаётся тепло от плиты к воде?

1) Излучением;

2) конвекцией;

3) теплопроводностью;

4) всеми тремя способами.

Знаки зодиака на координатной плоскости

Н. Е. Шишкова, учитель физики, В. А. Шахбарян, учитель математики, ГБОУ «СОШ № 771», г. Москва

Идеи о создании системы координат появились ещё в древности, во времена Птолемея. Уже тогда астрономы и математики думали о том, как научиться задавать положение точки на плоскости.

Изначально они задавали точки с помощью указания широты и долготы. Долгое время это был один из наиболее используемых способов нанесения на карту той или иной информации. Но в 1637 году Рене Декарт создал собственную систему координат, названную впо­следствии в честь великого математика «декартовой».

Уже в конце XVII в. по­нятие «координатная пло­скость» стало широко использоваться в мире мате­матики. Несмотря на то что с момента создания данной системы прошло уже несколько веков, она до сих пор широко используется в математике и даже в жизни.

Изображения, даваемые линзой 8 класс

Л. Б. Трифонова, МАОУ «СОШ № 23», г. Томск

Урок разрабатывается так, чтобы вовлечь школьников в совместное с учителем открытие нового для себя зна­ния, скорректировать это знание на основе сравнения с научным эталоном и включить в имеющийся учебный опыт школьников. Урок открытия нового знания предполагает управление самостоятельной учебной деятель­ностью школьников через выстраивание учителем её этапов и руководство учениками на каждом этапе.

Данный урок включает школьников совместно с учителем в процесс получения нового знания через иссле­дование. Построение урока предусматривает определённые этапы совместной учебной деятельности, в про­цессе которой у школьников формируются необходимые им универсальные учебные действия.

Орган зрения и зрительный анализатор. Физика и биология. 8 класс

О. А. Мельниченко, учитель физики и математики, А. Н. Парфененкова, учитель химии и биологии, МБОУ «СОШ № 2», г. Сафоново, Смоленская обл.

Данный урок является учебным, показывает учащимся тесную связь между учебными предметами — физикой и биологией — и формирует единую картину мира. Продолжительность урока — два академических часа (90 минут). Конспектом урока является технологическая карта. Урок сопровождается показом презентации.

© 2019, Издательская группа «Основа»