Все журналы » География. Все для учителя! » №9(45)

Схема распределения географических наук

В. О. Соловьёв, к. геол.-мин. наук

Географические знания в школе обычно сведены к изучению двух основных направлений наук — естественных, или физико-географических, и общественных (экономико- и социально-географических), изучающих географическую оболочку Земли, природные, производственные и социальные комплексы и их компоненты. Такое название географии дал греческий учёный Эратосфен более 2200 лет назад. В последнее время активно развиваются такие науки, как рекреационная география, геоэкология, историческая география, палеогеография и др. Всё это позволяет рекомендовать учителям географии ознакомиться с многоплановостью географических знаний и наук, частично внедряя такие знания и положения в школе.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Формы обучения и организации учебной деятельности

А. Г. Стадник, канд. пед. наук

Понятие «формы» используют в обучении в двух вариантах: как форму обучения и как форму организации обучения (Хуторской А. В. Современная дидактика: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. — М. : Высш. шк., 2007). Формы обучения, которые также называют общими, или внутренними, «делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные» (Чередов И. М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. для учителя. — М. : Просвещение, 1988), а также коллективные, парные, с переменным составом учащихся. В основу раздела общих форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия между учителем и учениками, а также между самими учащимися (Хуторской А. В. Современная дидактика: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. — М. : Высш. шк., 2007).


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Технология проблемного обучения на уроках географии. Мастер-класс

М. Е. Горшкова, учитель географии и биологии, МБОУ ООШИ № 1, г. Елизово, Камчатский край

География, как общественная наука, в условиях стремительно меняющегося мира может в полной мере подготовить учащихся к осознанной, самостоятельной деятельности в многообразной географической среде.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Реализация индивидуального подхода в обучении географии детей с особыми образовательными потребностями

Н. П. Ивашкина, учитель географии ГБУ «Комплексный реабилитационно-образовательный центр», г. Москва

Специальная школа для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата обеспечивает своим воспитанникам общеобразовательную подготовку на цензовом уровне, отвечающем нормативным требованиям государственного образовательного стандарта. Однако соответствие этому уровню достигается при соблюдении особой содержательной и методической направленности учебного процесса, в основе которого заложен коррекционно-развивающий принцип.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

История открытия и исследования Африки. 7 класс

А. В. Докторова, учитель географии, ГБОУ школа № 495, г. Санкт-Петербург

Планируемые результаты:

-личностные: способствовать повышению уровня познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать творческую личность, стремящуюся к самостоятельным открытиям;

-метапредметные: развивать устную речь, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, высказывать суждения, использовать приёмы доказательства, грамотно и ясно формулировать свою мысль; развивать умения представлять материал в форме презентаций, использовать в работе материал различных информационных источников;

-предметные: способствовать осознанию взаимосвязи между географическими объектами и историей их исследования; знакомить с путешествиями финикийцев, португальцев (Васко да Гама, Генриха Мореплавателя, Бартоломеу Диаша), англичан (Давида Ливингстона, Генри Мортона Стенли), русских исследователей (Н. И. Вавилова), их открытиями и историческим значением данных исследований.

Оборудование: учебник, атласы, физическая карта Африки, презентация в MS PowerPoint, видеофрагмент, ПК, экран, проектор.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Мировой океан и его части. 7 класс

Е. С. Шулика

Планируемые результаты:

-личностные: воспитывать доброжелательность, вежливость, коммуникабельность;

-метапредметные: развивать образное и логическое мышление, умение выражать мысли, память, внимание, естественнонаучное мировоззрение;

-предметные: рассмотреть и овладеть понятиями «Мировой океан», «океан», «море», «залив», «пролив», «материк», «остров», «полуостров», «архипелаг»; ознакомиться с понятиями «внутренние и окраинные моря», научиться их различать и приводить конкретные примеры, ознакомиться с типами островов по происхождению, с рекордами объектов Мирового океана.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, карты атласа, дополнительные источники информации (справочники, энциклопедии), контурные карты.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

И это всё о ней — России! Родине моей… 8 класс

Мультипредметный урок: география, литература, технология, музыка

Т. В. Есина, учитель географии; Т. Л. Угринович, учитель технологии; И. С. Ошмарина, учитель филологии, МБОУ СОШ № 17, г. Иркутск

Цель урока: создать условия для развития внутренней мотивации учащихся при использовании теоретических знаний и практических навыков при обобщении и систематизации знаний раздела «Природа России».

Задачи урока:

-сформировать две команды учащихся, подобрать задания, позволяющие реализовать цель урока и обеспечивающие состязательный характер деятельности учащихся;

-активизировать мыслительные процессы учащихся, применяя активные методы обучения: дискуссии, сравнение, синтез, самостоятельное изложение гипотез; развивать наблюдательность, внимание;

-воспитывать дух соревнования, коллективизма, коммуникабельность, креативность, точность и быстроту ответов, стремление к знаниям.

Тип урока:

-по дидактическим целям — контрольно-обобщающий;

-по методам обучения — урок-соревнование.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Климатический образ России. 8 класс

Н. В. Ахмирова, учитель географии, МОБУ «Троицкая СОШ им. Г. К. Жукова», с. Троицкое, Целинный р-н, Респ. Калмыкия

Планируемые результаты:

-личностные: воспитание чувства ответственности, коллективизма и самостоятельности, уверенности в своих силах;

-метапредметные: развитие таких мыслительных операций, как анализ, синтез, обобщение, выделение главного, сравнение, сопоставление; развитие творческих способностей;

-предметные: определение уровня усвоения учащимися основных понятий, терминов, главных особенностей климата России, определение уровня умения работать с климатическими картами.

Тип урока: урок обобщение знаний.

Формы организации учебной деятельности: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: карты атласа, физическая карта России, раздаточный текстовый материал на каждую парту, компьютерная презентация по теме.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Северный Кавказ. Пространства Северного Кавказа. 9 класс

Г. И. Тараканова, учитель географии, МКОУ Береславская СОШ, п. Береславка, Калачёвский р-н, Волгоградская обл.

Урок географии по теме «Северный Кавказ. Пространства Северного Кавказа» разработан по предметной линии УМК «Полярная звезда» для основной школы под редакцией А. И. Алексеева, доктора географических наук. В теме данный урок первый, однако знакомство с природой Северного Кавказа в 9 классе состоялось уже в начале учебного года в теме «Экзотика России — Северный Кавказ и Дальний Восток». На примере других районов Европейской части России ученики приобрели навыки самостоятельной работы с информацией, иллюстративно-картографическим материалом, приложениями, разноуровневыми заданиями. Дети умеют давать оценку ЭГП района, анализировать, сравнивать объекты, у них хорошо развиты коммуникативные навыки: работа в парах, в группах, в коллективе. У них развито чувство сопереживания, доброжелательности, они умеют сотрудничать и взаимодействовать с одноклассниками и педагогом. При планировании урока выбранная технология РКМ оправдано апробируется в этом классе. Учащиеся знают этапы технологии, приёмы «Корзина идей», «Мозговой штурм», «Инсерт», «Бортовой журнал», приёмы Блума, «Кластер», «Сиквейн», «Перепутанные логические цепочки» и другие. Дети открыто выражают свои мысли и эмоции по отношению к данной технологии, что им нравится делать, в чём они испытывают затруднения.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Реки. 6 класс

Л. Д. Абрамова, учитель географии, МБОУ СОШ № 9 г. Лобня, Московская обл.

Цель урока:Сформировать понятия: река, её составляющие, создать условия для формирования умений называть и показывать реки России и мира на карте, объяснять понятия «режим реки», «питание реки», «паводок», «половодье», «водопады», описывать географическое положение реки по плану, экологическое воспитание.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Экскурсия в Хвалынский Национальный парк Саратовской области

С. Ю. Стекленёва, учитель географии, МОУ СОШ им. Г. И. Марчука р. п. Духовницкое, Саратовская обл.

Уже несколько лет подряд мы вместе с учениками нашей школы р. п. Духовницкое, родителями и учителями географии и биологии совершаем познавательные экскурсии в красивейший уголок нашего края — город Хвалынск. И каждый раз открываем для себя что-то новое в этом интересном месте.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Цветная вкладка - Золото - 1


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Цветная вкладка - Золото – 2


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Презентация - История открытия и исследования Африки

Докторова А. В.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Презентация - Климатический образ России

Ахмирова Н. В.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
© 2010 - 2024, Издательская группа «Основа»