Итоги Всероссийской конференции руководителей дошкольных образовательных учреждений

 

14-15 мая 2012 года в Москве прошла Всероссийская конференция руководителей дошкольных образовательных учреждений. Во встрече приняли участие заведующие, их заместители и методисты детских садов, специалисты органов региональной власти и местного самоуправления из 40 регионов России.

Организатор мероприятия – ГК «Открытый Диалог».

Конференция началась с обсуждения текущего положения и перспектив развития дошкольных учреждений в России. Ольга Шиян, доцент кафедры психологии образования Московского городского педагогического университета, рассказала о стандартах для дошкольного образования за рубежом. В качестве примера она привела четыре страны, которые на протяжении последних десяти лет показывают стабильно высокие результаты в международных исследованиях качества образования, – это Финляндия, Великобритания, Канада и Гонконг.

Стандарты образования в этих государствах, прежде всего, предполагают не только обучение и воспитание ребенка, но и его развитие. Для российской системы дошкольного образования, по мнению Ольги Шиян, именно этот аспект является одним из наиболее актуальных. «Не всякое обучение развивает. Признать эту простую истину мешает сам ребенок. Он взрослеет, и нам кажется, что развивается. Но это не всегда так. Посмотрите сценарии образцовых занятий. В основном, это концерты, выступления – словом, то, где дети не думают, а только демонстрируют свои способности. Поэтому перед нами стоит задача – создать ситуацию развивающего обучения», – сказала эксперт.

Изменить положение дел, считает Ольга Шиян, может переориентация системы оценки качества дошкольного образования. Этот процесс в России уже начался с разработкой и введением ФГТ. «Мы должны понимать, что появление ФГТ – это не стихийное национальное бедствие, а процесс, который отражает общемировые тенденции развития дошкольного образования», – прокомментировала спикер. Она также добавила, что механизмы, заложенные в ФГТ, станут эффективными только в том случае, если несоответствие им будет строго наказываться со стороны органов власти – вплоть до отказа в аккредитации ДОУ и прекращении его государственного финансирования.

Ирина Петрунина, заместитель директора направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив, подробно остановилась на теме развития частных детских садов в России. Она считает, создание негосударственных ДОУ может значительно облегчить решение проблемы очередей в детские сады.

Сейчас в стране только 1018 индивидуальных предпринимателей, занятых в сфере частного дошкольного образования. Доля негосударственных ДОУ составляет 1,8% от общего числа детских садов. Между тем, этот показатель можно повысить до 10%, что позволит за два года создать 150-250 тысяч новых мест, втрое снизить затраты государства на поддержку ДОУ и свести к минимуму риски в случае демографического спада.

Для развития сектора негосударственных детских садов, по мнению Ирины Петруниной, необходимы, прежде всего, законодательные и нормативные изменения на федеральном уровне, в том числе принятие поправок в СанПиНы, Гражданский и Налоговый кодексы. Впрочем, практика показывает, что и в существующих условиях есть возможность реализовать масштабные проекты по открытию частных детских садов на региональном уровне.

Например, в Свердловской области за счет реконструкции и надстройки дополнительного этажа в детских садах удалось увеличить количество мест в ДОУ на 52%. В Пермском крае региональные власти сократили очередь в детские сады с 31% до 4% за счет повышения спроса на негосударственные образовательные учреждения. Семьям региональное правительство предоставляло пособия для получения услуг в частных детских садах.

Полуторачасовое выступление Лилии Кравцовой, директора Центра экономики ДПО Московского института Открытого образования, было посвящено практическим вопросам. Эксперт говорила о том, какие юридические и экономические инструменты есть у руководителей ДОУ для усовершенствования системы финансирования своих учреждений. И самое главное, как правильно использовать эти инструменты.

Лилия Кравцова затронула также вопросы оплаты труда. Она напомнила, что в первые часы президентства Владимир Путин выпустил серию указов, требование одного из которых – довести в 2013 году среднюю заработную плату воспитателей до средней по региону. Эксперт обратила внимание участников Конференции на необходимость производить расчет и выплату зарплаты на основании квалификационных групп. «Это, по сути, отменяет тарифную систему оплаты труда, которая сейчас очень распространена и существует наряду с новыми моделями, апробированными в рамках нацпроекта «Образование», – сообщила Лилия Кравцова.

«Когда вы начнете готовить новую систему оплаты труда, то для начала должны разделить виды труда по пяти группам. Именно виды труда, а не самих людей. Это будет 1) неквалифицированный труд, 2) квалифицированный труд, 3) труд средней квалификации, 4) вышей квалификации и 5) руководящий состав. Обратите внимание, что не менее трети работников должны иметь высшее образование», - сказала Кравцова.

Татьяна Доронова, заведующая отделом дошкольного образования ФИРО, провела для делегатов мастер-класс на тему социального партнерства ДОУ с родителями. Она поделилась опытом вовлечения родителей в процесс подготовки ребенка к детскому саду, а затем в процесс его адаптации. В качестве форм взаимодействия Татьяна Доронова предложила проведение воспитателем индивидуальных экскурсий по ДОУ для родителей и детей, создание совместно с ребенком фотоальбома «Мое первое знакомство с детским садом» и многое другое.

Отдельная секция на Конференции была посвящена региональному опыту организации и модернизации системы дошкольного образования. На ней выступили представители сферы образования Барнаула, Ростова-на-Дону, Томска, Орла, Москвы.

Во второй день мероприятия участники обсудили проблемы и перспективы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. По статистике, в России 63,6% дошкольников, имеющих проблемы со здоровьем (сюда входят дети с пограничными, тяжелыми, множественными нарушениями, а также дети, включенные в коррекционную  работу с раннего возраста), посещают обычные ДОУ. О том, как руководителям детских садов организовать их воспитание и обучение, участники обсуждали совместно со специалистами Московского Городского Педагогического Университета и Центра психолого-педагогического развития и коррекции «Благо» г. Москвы.

Специальным гостем Конференции стала Алла Баркан, президент международного союза русскоязычных и двуязычных родителей (Вена, Австрия). Тема ее мастер-класса – особенности адаптации ребенка к условиям дошкольных образовательных учреждений и проблемы современных детей дошкольного возраста.

В конце каждого выступления участники встречи могли задать вопросы приглашенным спикерам и в индивидуальном порядке получить их консультации.

© 2010 - 2024, Издательская группа «Основа»