Итоги работы Всероссийского форума руководителей образовательных учреждений

 

Успешный значит профессиональный

В Москве прошел VIIIВсероссийский форум руководителей образовательных учреждений, организованный ГК «Открытый диалог», собравший представителей более 70 регионов страны. К участию в Форуме были приглашены десятки экспертов сферы образования, чьи опыт и знания помогут руководителям образовательных учреждений быть максимально эффективными в своей управленческой деятельности.

 «Школа всегда живет в эпоху перемен, - заметила в своем выступлении Ольга Заславская (Тульский областной институт повышения профессиональной квалификации работников образования). – Неуспех педагога мгновенно становится всеобщим достоянием. Сегодня учитель, как никогда, должен быть не только профессиональным, но и успешным и даже благополучным. Тем более, что современная школа взяла в свою сферу ответственности всего ребенка, его семью, здоровье и окружение». О роли учителя на Форуме говорили не просто много – постоянно. Вполне закономерно, ведь кадровый кризис, голод, затянувшийся на многие годы, обостряет отношения системы образования и общества, тормозит развитие. Эксперты и сами делегаты активно обсуждали вопрос подготовки молодых специалистов. Низкая зарплата – да, нежелание работать по специальности после педагогического ВУЗа – да, но сегодня дипломированный молодой педагог просто не готов работать в школе: он боится детей, родителей, ему трудно адаптироваться к тем социальным отношениям, которые формируются с первого дня работы в школе.

  За круглыми столами, которые впервые были организованы в рамках Форума для более продуктивного обмена практическим опытом, делегаты предлагали активнее использовать институт наставничества. В ряде регионов его возродили, стимулируют заслуженных педагогов дополнительной надбавкой, молодым учителям практическая помощь весьма кстати. О практических решениях на местах говорили действительно много, благо новый формат общения – круглый стол, предложенный организатором Форума ГК «Открытый диалог», позволяет обсудить проблемы и совместно найти пути их решения. Делегаты из Владимира рассказали о реализации в городе сразу двух целевых программ в сфере образования: одна направлена на решение проблем с жильем молодых специалистов, другая позволяет любому педагогу, вне зависимости от возраста и стажа, приобрести жилье при поддержке местного бюджета. Интересным опытом поделились делегаты из Новороссийска. Здесь школы подписывают соглашения с учащимися педагогических колледжей: выпускник берет на себя обязательства по окончании учебного заведения 3 года отработать в данной школе, за что, еще будучи студентом, получает прибавку 2 тысячи рублей к стипендии. Молодым учителям Новороссийска из городской казны доплачивают 4 тысячи рублей. Не остались без внимания и дошкольные образовательные учреждения: воспитателям муниципалитет  доплачивает 6 тысяч, а помощников воспитателя за собственный счет переподготавливают на должность воспитателя.

Российское профессиональное образование, направления его развития и проблемы сегодняшнего дня – все это стало предметом подробного обсуждения в рамках Всероссийской конференции руководителей учреждений профессионального образования. Интеллектуальным партнером форума в этой части стала Международная Ассоциация корпоративного образования (МАКО). Исполнительный директор Ассоциации, Ольга Голышенкова, обозначила активную позицию МАКО в решении задач, которые стоят перед НПО и СПО. Кроме того, Ассоциация активно помогает всем заинтересованным сторонам в налаживании конструктивного взаимодействия между работодателем, образовательным учреждением и учащимся.

 Выступая с докладом на тематической секции, посвященной государственно-частному и социальному партнерству в сфере начального и среднего профобразования, Ольга Голышенкова отметила, что профессию необходимо популяризировать с раннего детства. И сегодня МАКО активно генерирует проекты, направленные на продвижение различных специальностей. Один из таких примеров – совместный проект с «РусГидро», в рамках которого дети из детских садов и начальной школы узнают, что такое капля воды, каков ее круговорот в природе.

 Очевидно, что работодатель сегодня больше других заинтересован в профессиональных кадрах не управленческого звена, а людей, обладающих производственными навыками. Более того, Ольга Голышенкова рассказала о том, что иностранные компании демонстрируют интерес к российскому рынку труда. Уже сегодня специалисты прогнозируют активную борьбу за рабочие руки и профессиональные знания и навыки по специальности. Спрос на них будет только расти, а если есть спрос, значит, у профессионального образования есть срочная задача: сделать все, чтобы соответствовать уровню требования работодателя.   

Качество – главный ориентир

Качество подготовки педагогических кадров, качественное техническое оснащение ОУ, качественный профессиональный рост педагога и, как следствие, качество российского образования: слово «качество» стало ключевым на Форуме. В связи с этим особый интерес аудитории вызвал доклад Алексея Воронцова, председателя правления Международной ассоциации «Развивающее обучение», тема его выступления – «Оценка качества образования».

Речь шла о рычагах, с помощью которых необходимо перестраивать систему образования, улучшая его качество: «Примерная программа, которая есть, она демонстрирует нам учебный план 1970-ых годов. Мы же хотим получить другие результаты в рамках старого учебного плана, что, естественно, невозможно. Следовательно, необходимо предложить школам другие модели учебного плана. Второе: учебное расписание в российской школе линейное: учитель и ученик «загнаны» в эти рамки. Если мы говорим о других формах организации учебного процесса, в том числе и внеурочных, необходимо переходить на нелинейное и динамическое расписание. Не изменив учебное расписание, невозможно внедрить современные, в том числе проектно-исследовательские формы обучения».

Давая большую свободу, некоторую финансовую независимость от Центра, государство усиливает контроль за системой. Об этом подробно говорила Нина Ладнушкина (Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки). Основные нарушения, которыми грешат на местах: Устав, несоответствующий федеральному законодательству, несоблюдение условий лицензирования, невыполнение ФГОС. Нарушают зачастую по незнанию: законодательство меняется настолько часто, что руководители ОУ не успевают переделывать внутренние документы.

На Форуме успели обсудить многое, услышать разные мнения, обменяться опытом. Два дня активной работы – эффективный способ расширить компетенции руководителей образовательных учреждений. Группа компаний «Открытый диалог», не первый год организующая Всероссийский форум руководителей образовательных учреждений, развивает подобные форматы ради одной-единственной цели: качественно изменить существующую систему образования, сделать ее комфортной средой для всех участников образовательного процесса. 

© 2010 - 2024, Издательская группа «Основа»