Системный метод изучения природных биологических систем
Т. В. Тангамян, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой биологии и методики ее преподавания Армянского ГПУ им. Х. Абовяна, г. Ереван
XXI век… В бушующем ливне информации можно утонуть, но можно и сориентироваться, например, отбирая информацию и создавая доступную методическую систему обучения учащихся. В учебном процессе главным образом доминирует бессистемное обучение. Учитель старается передать учащимся по возможности больше информации, не учитывая, какой объем сохранится в их памяти и какие ценности они приобретут.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Дидактические материалы по биологии с использованием художественной и очерковой литературы
И. Е. Михайлов, учитель биологии и географии, сотрудник Политехнического музея, г. Москва
Вопросы
1. Правильно ли называет поэт колокольчик степным растением?
2. Как вы объясните фразу «Средь некошеной травы…» с биолого-природоведческой точки зрения? Колокольчики действительно звенят и качают головой, или это только метафора?
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Осина, или тополь дрожащий. Рябина обыкновенная
Г. Н. Домнина, учитель биологии и экологии ГБОУ СОШ № 782, г. Москва
ОСИНА, или ТОПОЛЬ ДРОЖАЩИЙ
Распространение. Находится на втором месте по занимаемой площади среди лиственных пород (1/10 этой площади), произрастает почти повсеместно. Распространена по всей территории России. Встречается на границе леса и тундры, растёт в лесной и лесостепной зонах. Хорошо растёт на различных почвах, образует чистые осинники и входит в состав смешанных лесов вместе с хвойными (сосной, лиственницей, елью) и лиственными (берёзой, ольхой, дубом). В степях из них образуются колонии — осиновые колки, растущие из отдельной рассады и размножающиеся посредством побегов корневой системы; новые стебли в колонии могут появиться на расстоянии до 30–40 метров от родительского дерева. Некоторые колонии становятся очень большими со временем, распространяясь со скоростью приблизительно метр в год, в конечном счете занимая несколько гектаров. Они способны пережить лесные пожары, поскольку корневая система расположена глубоко под землёй.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Потомки вымерших деревьев: хвощи, плауны, папоротники. 6 класс
Т. Е. Лопарева, учитель биологии МОБУ «Медведевская СОШ № 2», Республика Марий Эл
Цели урока: сформировать знания обучающихся о высших споровых растениях — папоротникообразных.
Задачи урока:
1) ознакомить учащихся с особенностями строения хвощей, плаунов, папоротников;
2) отметить усложнение в их строении, более высокую организацию по сравнению со мхами;
3) направить внимание учащихся на получение знаний о многообразии этого отдела растений, об их роли в природе и практическом значении.
Оборудование: электронная презентация, таблицы, гербарный материал (мхи, хвощи, плауны, папоротники), коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки».
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Урок по теме «Водоросли, их многообразие, строение» в рамках системно-деятельностного подхода
Н. Л. Мартюшева, учитель химии и биологии МБОУ «Новосафоновская СОШ», Прокопьевский муниципальный р-н, Кемеровская обл.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Под грифом «Невидимо, но опасно!», или «Как защититься от микробов?»
Т. Е. Лопарева, учитель биологии МОБУ «Медведевская СОШ № 2», Республика Марий Эл
Цели урока: на основе новых и уже ранее полученных знаний о микроорганизмах сформировать практические навыки и умения для защиты против болезнетворных микробов.
Задачи урока:
-образовательные: обобщить и расширить полученные ранее знания о микроорганизмах; показать практическую значимость гигиенических знаний для защиты от микробов; расширить знания о способах защиты от болезнетворных микроорганизмов;
-развивающие: продолжить формирование умений: проводить эксперимент, делать выводы на основе полученных результатов; практически применять полученные знания о способах защиты от микробов, обобщать при поиске ответа на проблемный вопрос; делать выводы при подведении итогов урока;
-воспитательные: содействовать формированию у учащихся стремления к заботе о своем здоровье; способствовать воспитанию гигиенических навыков, необходимых в борьбе с болезнетворными микроорганизмами.
Оборудование: электронная презентация; тканевый и бумажный платки, марлевая и медицинская повязки, респиратор, аэрозольный освежитель воздуха, часы с секундной стрелкой; мыло твердое кусковое, мыло детское жидкое «Солнышко», мыло жидкое «Антибактериальное», влажные салфетки, крем, светящийся в УФ излучении, полотенце для рук; растения, обладающие фитонцидными свойствами (луковицы чеснока и лука, алоэ, пеларгония зональная, герань душистая, хлорофитум); болгарский перец, квашеная капуста, лимон, апельсин, клюква, черная смородина, пипетка, химические стаканы, йод, крахмальный клейстер, вода, аскорбиновая кислота; чашки Петри с выращенными бактериями и диском пенициллина; дидактические материалы и задания для каждой группы.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Неклеточные формы жизни — вирусы
С. Р. Яник, учитель биологии и химии МБОУ «ВСШ № 3», г. Соликамск, Пермский край
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы
Личностные: воспитание российской гражданской идентичности, формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, формирование осознанного уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, гражданской позиции; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.
Предметные: формирование представлений о вирусах, особенностях их строения и репродукции, умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
Тип урока: изучение нового материала, первичное закрепление знаний.
Оборудование: учебник, список сайтов, презентация, программированная карта (см. приложение), карта самопроверки, интернет.
Новые понятия: вирус, вирион, вирусология, бактериофаг, ретровирус.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Чудо степей Калмыкии
Н. В. Ахмирова, учитель географии, заместитель директора по НМР МОБУ «Троицкая СОШ им. Г. К. Жукова», с. Троицкое, Целинный р-н, Республика Калмыкия
Цель мероприятия: привлечь внимание ребят к одной из самых острых экологических проблем Калмыкии — исчезновению популяции сайгака.
Задачи мероприятия:
-образовательная: дать знания о биологических и экологических особенностях сайгака;
-развивающая: развивать творческие и мыслительные способности учащихся;
-воспитательная: воспитывать чувство ответственности за состояние природы своей республики; формировать понимание необходимости охраны сайгака.
Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые.
Оборудование: компьютерная презентация к классному часу, интерактивная доска, раздаточный материал, учебный видеофильм о сайгаке, мультфильм «Сага о сайге», цветные карандаши, бумага.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Цветная вкладка - Осина, или тополь дрожащий
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Цветная вкладка – Рябина обыкновенная
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Презентация - Водоросли, их многообразие, строение
Н. Л. Мартюшева, учитель химии и биологии МБОУ «Новосафоновская СОШ», Прокопьевский муниципальный р-н, Кемеровская обл.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Презентация - Чудо степей Калмыкии
Н. В. Ахмирова,ва, учитель географии, заместитель директора по НМР МОБУ «Троицкая СОШ им. Г. К. Жукова», с. Троицкое, Целинный р-н, Республика Калмыкияблика
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ