Все журналы » Биология. Все для учителя! » №10(70)

РУДОЛЬФ ВИРХОВ

(к 195-летию со дня рождения) (1821–1902)

А. В. Табачных, преподаватель КГБПОУ «Минусинский сельскохозяйственный колледж», г. Минусинск, Красноярский край

Этот выдающийся немецкий учёный патолог, антрополог и гигиенист родился 13 октября 1821 года в городе Шифельбайне (ныне Свидвин) в Померании (ныне Западно-Поморское воеводство, Республика Польша). Медицинское образование получил в 1843 году в Берлине. Некоторое время занимался врачебной практикой в крупнейшей больнице Берлина. Вскоре получил степень доцента и занялся научной деятельностью в области цитологии и анатомии.

В 1849 году возглавил кафедру патологической анатомии Вюрцбургского университета и в 1856 году был назначен профессором и директором Патологического института в Берлине, где проработал до старости и где опубликовал свыше тысячи научных трудов по разным отраслям науки. Вирхов получил известность как создатель науки, названной им клеточной патологией. Учёный считал, что любой организм следует рассматривать как «совокупность живых клеток, организованных наподобие небольшого государства». Жизнедеятельность организма — это не что иное, как сумма жизнедеятельностей отдельных клеток. Таким образом, каждая клетка ведёт самостоятельную жизнь. 


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

МИР БИОЛОГИИ. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

Е. А. Шевцова, учитель биологии и химии МБОУ школы № 8, г. Кулебаки, Нижегородская обл.

Цели:

—содержательная (предметные результаты): формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;

—деятельностная: формирование у учащихся умений реализовать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные); повысить интерес учащихся к изучению биологии; учить работать в малых группах; воспитывать толерантность и бережное отношение к природе.

Личностные результаты:

Личностные УУД:

1. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

2. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

3. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды — гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Познавательные УУД:

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

3. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Коммуникативные:

1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Регулятивные:

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценивания.

3. Составлять (в группе) план решения проблемы.

Материалы и оборудование: оценочные листы на каждую группу, биологическое лото (вопросы и ответы); на демонстрационном столе: молоко, квашеная капуста, укроп, луковица, йогурт, хлеб.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

КУРИТЬ — ЗДОРОВЬЮ ВРЕДИТЬ. ВЛИЯНИЕ КУРЕНИЯ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА.

Решение практических задач. Нахождение части от целого и целого по его части

П. Л. Митюшова, учитель биологии и химии;

Л. В. Балко, учитель математики МБОУ «Лешуконская средняя общеобразовательная школа», с. Лешуконское, Архангельская обл.

Метапредметные УУД:

—Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; поиск и выделение необходимой информации; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

—Коммуникативные УУД: продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в парах, находить общее решение; формулировать высказывание, мнение; формировать умение обосновывать, отстаивать своё мнение; грамотно использовать речевые средства для представления результата.

—Регулятивные УУД: продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии; продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценивания; продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; продолжить обучение основам самоконтроля и самооценки.

—Личностные УУД: создание условий для саморазвития и самообразования на основе мотивации к обучению и самопознанию.

—Предметные УУД: влияние курения на здоровье человека; доказательство вреда курения с помощью математических задач.

Тема о вреде курения актуальна для вашего класса, поскольку в результате ранее проведенного анонимного анкетирования было выявлено, что в вашем классе есть ученики, которые курят и некоторые из вас имеют курящих друзей.

Цель урока: пропагандировать здоровый образ жизни, продолжить формирование навыка решения практических задач по математике.

Задачи урока формулируют учащиеся.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

УРОК-ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. АРИФМЕТИЧЕСКИЙ КВАДРАТНЫЙ КОРЕНЬ. КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ». 8 КЛАСС

П. Л. Митюшова, учитель биологии и химии;

Л. В. Балко, учитель математики МБОУ «Лешуконская средняя общеобразовательная школа», с. Лешуконское, Архангельская обл.

Цель урока: закрепить навыки решения квадратных уравнений, решения текстовых задач на составление уравнений, вычисления арифметических корней и обобщить знания по теме «Опорно-двигательная система».

Вид урока: бинарный.

Планируемые результаты:

Предметные: обобщить знания учащихся по теме «Опорно-двигательная система. Арифметический квадратный корень. Квадратные уравнения»; развивать логическое мышление, познавательные интересы.

Метапредметные:

—Регулятивные УУД: умеют планировать цель своей деятельности на уроке; умеют распределять деятельность в групповой работе; умеют анализировать свою работу и работу товарищей и правильно оценивать её; умеют осуществлять контроль своей деятельности; определяют степень её успешности.

—Познавательные УУД: умеют выделять существенную информацию из текстов разных видов; умеют анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты.

—Коммуникативные УУД: умеют самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе и при индивидуальной работе; умеют слушать, высказывать свои мысли, делать выводы, логически рассуждать, анализировать, развивать математическое чутьё, интуицию, смекалку в применении знаний для решения нестандартных задач.

—Личностные УУД: имеют возможность саморазвития и самосовершенствования; проявляют познавательную инициативу в ходе урока.

Форма работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Наглядность: слайды презентации, раздаточный материал.

Методы обучения: словесный, наглядные, частично-поисковые, проблемные, интерактивные, самостоятельной работы.

Тип урока: урок-соревнование «Альпинисты».

Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями для команд, листы самооценки, листки бумаги, эпиграф урока.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

ЖИЗНЬ ОРГАНИЗМОВ В МОРЯХ И ОКЕАНАХ. 5 КЛАСС

Г. Г. Тютрина, учитель биологии МБОУ «Новобрянская средняя общеобразовательная школа», с. Новая Брянь, Заиграевский р-н, Бурятия

Цель урока: сформировать целостное представление о жителях морей и океанов, заинтересовать обучающихся изучением разнообразия подводного мира, особенностей условий обитания и приспособления животных к ним.

Задачи:

—предметные: формировать у учащихся представление об обитателях морей и океанов как части животного мира планеты Земля, о его многообразии; подвести к осознанию значимости каждого организма обитающего в морях и океанах, для сохранения устойчивости природных сообществ морей и океанов;

—личностные: создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения;

—регулятивные: формировать и развивать умение понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности;

—познавательные: понимать знаки, символы, приведённые в учебнике, анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщение — формулировать простейшие выводы;

—коммуникативные: использовать в общении правила вежливости, строить понятные для одноклассников высказывания.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуально-групповая.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ». 5 КЛАСС

М. В. Вилачева, учитель биологии и химии I категории МБОУ «Бестужевская СОШ», Устьянский р-н, Архангельская обл.

Предмет: Биология.

Класс: 5 класс.

Тип урока: обобщение, систематизация и закрепление пройденного материала.

Цели урока:

—обучающая: углубить и закрепить знания учащихся о клеточном строении растений;

—развивающая: продолжить развитие умений учащихся работать с микроскопом, продолжить развитие наблюдательности и внимания в ходе работы с микроскопом; развивать образное и логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

—воспитательная: воспитание прилежания, трудолюбия, эстетического восприятия растительных организмов, воспитания интереса к урокам биологии через нетрадиционные формы проведения уроков.

Литература

Учебник:

Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2013.

Рабочая тетрадь:

Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» / В. В. Пасечник. — М.: Дрофа, 2012.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ. 5 КЛАСС

О. И. Бородулина, учитель биологии МБОУ лицея № 5, г. Елец

Тип урока: открытия новых знаний.

Технология построения урока: здоровьесбережение, проблемное обучение, развитие исследовательских навыков, развивающего обучения.

Цель: изучить состав и строение клетки, выявить роль органоидов клетки.

Задачи:

—образовательные: знать о строении клетки, а также о роли органоидов клетки;

—развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органоиды в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли;

—воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

—знать состав и строение клетки;

—рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;

—уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы: учебник, текст, ПК, образцы растительных клеток, микропрепараты, микролаборатория, пластилин.

Основные термины и понятия: плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, хлоропласт.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА. 11 КЛАСС

Г. Т. Ашурова, учитель биологии МБОУ СОШ № 2, пгт Актюбинский, Азнакаевский р-н, Республика Татарстан

Цели урока: сформировать понятие о генетике человека, её методах исследования; раскрыть понятие наследственных болезней человека, изучить факторы, вызывающие их развитие; разработать правила, способствующие генетическому здоровью человека.

Задачи:

—предметные: знать особенности науки генетики человека, её методы исследования, факторы, способствующие возникновению мутаций у человека, наследственные болезни человека и правила генетической безопасности;

—метапредметные: развивать логическое мышление, находить взаимосвязи между причиной и следствием; уметь работать с информацией; вырабатывать собственное отношение к изучаемому

материалу;

—личностные: заботиться о своей генетической безопасности; формировать коммуникативные навыки; воспитывать требовательность к себе.

Оборудование: интерактивная доска, презентация.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

ЗАНЯТИЕ-ЭКСКУРСИЯ «УДИВИТЕЛЬНАЯ РЕКА ТАХА»

Е. А. Светлова, учитель биологии и экологии МКОУ основной школы № 7, г. Приволжск, Ивановская обл.

Методическая разработка занятия — экскурсии в природу. Данная экскурсия проводится для учащихся 3–7-х классов на занятиях кружка и во время работы летнего профильного лагеря «Юный эколог».

В основе занятия лежит системно-деятельностный подход с применением исследовательской деятельности учащихся в природе, что соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Этот метод очень подходит для учащихся 3–7-х классов, ведь в этом возрасте они умеют удивляться и радоваться своим небольшим «открытиям». Игра-соревнование, исследование живых объектов в природе, сама ситуация, когда занятие проходит не в классе, а на улице активизирует учебно-познавательный процесс, повышает интерес учеников к предмету, к освоению новых знаний.

Содержание заданий, вопросов, чередование разных видов деятельности призваны развивать логическое мышление учащихся, наблюдательность, способность анализировать и обобщать, сравнивать и делать выводы, применять знания в новой нестандартной ситуации. Работа в группе способствует развитию коммуникативных навыков учащихся, навыков исследовательской деятельности, сплочению коллектива.

Вопросы к занятию дифференцированы, составлены с учётом различного уровня обученности учащихся и выходят за рамки школьного учебника.

Для их составления применялся материал из различных наук: истории, краеведения, географии, экологии, зоологии, ботаники, систематики, переработанный и адаптированный для учащихся 3–7-х классов. Задания составлены так, что каждый ответ требует переработки имеющейся информации, применение знаний в новой ситуации, много заданий практической направленности. Вопросы носят межпредметный характер, а умение проводить наблюдение и исследования в природе — надпредметный характер. Всё это создаёт у ребёнка картину общую картину мира, подчёркивает связь наук между собой.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

КОНКУРС ПО БИОЛОГИИ (ЗООЛОГИИ) МЕЖДУ 7 И 8 КЛАССАМИ ПО ТЕМЕ «НАСЕКОМЫЕ, ПАУКООБРАЗНЫЕ, РАКООБРАЗНЫЕ, РЫБЫ»

Г. М. Абдуллаева, учитель химии и биологии ГБОУ школы № 587, г. Москва

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

1) Жюри — желательно из числа учителей и старшеклассников.

2) Два помощника-старшеклассника, следящих за регламентом и отвечающих за переключение слайдов и подачу необходимых материалов.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ФАКТОР

1) 5 картинок с изображениями животных: прудовик, жук, паук, рыба, рак (можно в виде слайда презентации).

2) 5 табличек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 × 2 команды = 10 табличек.

3) 3 картинки с названиями классов: насекомые, рыбы, ракообразные (можно в виде слайда презентации).

4) 2 таблички «Да» и «Нет».

5) 2 бочонка из-под «киндер-яиц» с листочками с четверостишиями для конкурса болельщиков.

6) 2 флип-чарта или 2 передвижные небольшие доски для тура «Нарисовать животное».

7) 5 бочонков из-под «киндер-яиц» с таким наполнением: кофе, огурец, мята, апельсин, ромашка для конкурса капитанов.

8) 2 половинки ватмана с чайнвордами.

9) 2 удочки, 8 бумажных рыб, на обратной стороне которых напечатаны вопросы.

10) 2 распечатанных заготовки для кроссворда.

11) Символические призы (шоколадки, ластики, наклейки, ручки и т. д. на тему животных) обеим командам и активным болельщикам.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

(Этапы можно поменять местами или убрать что-либо.)

1. Тур «Картинки с выставки».

2. Тур «Да — нет» (поднимать таблички «да» или «нет»).

3. Домашнее задание «Песни с упоминанием животных».

4. Тур болельщиков «Крокодил».

5. Тур «Буква алфавита».

6. Домашнее задание «Ребусы».

7. Тур болельщиков «Угадай».

8. Конкурс капитанов «Ароматы».

9. Тур «Удачные рыбаки».

10. Тур «Чайнворд».

11. Тур болельщиков «Соображай!».

12. Решить кроссворд «Загадочная рыба».

13. Тур «Экспресс-опрос».

14. Итоги.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Презентация – ЖИЗНЬ ОРГАНИЗМОВ В МОРЯХ И ОКЕАНАХ.

Тютрина Г. Г., учитель биологии МБОУ «Новобрянская средняя общеобразовательная школа», с. Новая Брянь, Заиграевский р-н, Бурятия


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Презентация – КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ

Вилачева М. В., учитель биологии и химии I категории МБОУ «Бестужевская СОШ», Устьянский р-н, Архангельская обл.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Презентация – ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА

Ашурова Г. Т., учитель биологии МБОУ СОШ № 2, пгт Актюбинский, Азнакаевский р-н, Республика Татарстан


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Вкладка – ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.

Домашняя лошадь


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Вкладка – ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.

Разнообразие пород лошадей.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
© 2010 - 2021, Издательская группа «Основа»