Все журналы » Биология. Все для учителя! » №11(71)

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СТРУКТУРИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ЛОГИКО-СТРУКТУРНЫХ СХЕМ

И. Г. Чусова, учитель биологии МБОУ «Лицей № 9», г. Воронеж

Большие возможности в направлении совершенствования процесса обучения имеет структурирование учебного материала в соответствии с закономерностями мышления. Структура учебного материала позволяет достигнуть качественно новых знаний, включить их в раннее сформированную информационную систему, расширить познавательные и творческие возможности учебной деятельности, мотивирует учение и формирует интерес к нему. «Познавательный процесс обусловливается логической структурой содержания знаний и закономерностями усвоения», — подчёркивает И. Я. Лернер [1]. А. М. Сохор и П. Г. Щедровицкий [2, 3] рассматривают систему связей между понятиями и суждениями как особенное содержание всякого познания. Таким образом, умение структурировать учебный материал относится к навыкам, обеспечивающим смысловую обработку информации, которые можно использовать при решении любых задач, что позволяет отнести их к универсальным метаумениям, обеспечивающим продуктивность учебной деятельности.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

ГОРМОНЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Е. А. Трухина, ученица 9 класса;

Е. Н. Егорова, учитель биологии и экологии высшей категории МБОУ «Инжавинская средняя общеобразовательная школа»,

р. п. Инжавино, Тамбовская обл.

Мы привыкли объяснять перепады настроения капризами или особенностями характера. Но на самом деле за это отвечают так называемые гормоны счастья, которые вырабатывает наш организм. Центр удовольствий в нашем теле находится в гипоталамусе. Именно под его влиянием происходит выработка нейромедиаторов, которые в обыденной жизни чаще всего называются гормонами счастья. Это серотонин, эндорфин, дофамин и окситоцин. При их достатке у нас хорошее настроение.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

УДИВИТЕЛЬНОЕ В ОБЫДЕННОМ: БОЛЕЗНИ ХЛЕБА

А. В. Табачных, преподаватель КГБПОУ «Минусинский сельскохозяйственный колледж», г. Минусинск, Красноярский край

Болезнями хлеба называются различные виды микробиологической порчи, которым подвергается готовый печеный хлеб при повышенной влажности и температуре хранения или в случае изготовления его из муки, зараженной микроорганизмами.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Е. Н. Ролдугина, учитель биологии МБОУ СОШ с. Красное, Липецкая обл.

В условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования его активной позиции в учебном процессе. Одним из инструментов решения данной задачи является формирование универсальных учебных действий, которые открывают возможность широкой ориентации учащихся — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. Поэтому актуальна проблема поиска новых современных технологий обучения, которые должны помогать учителю организовывать учебную деятельность так, чтобы обучающиеся являлись субъектами собственной деятельности: осознавали знания на практике. Наиболее удачными, на мой взгляд, являются активные формы обучения: проектно-исследовательская деятельность и технология модерации.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕГО СТРОЕНИЯ И ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МЛЕКОПИТАЮЩИХ ЖИВОТНЫХ

М. А. Безлюдная, учитель биологии МАОУ «Кваркенская СОШ», с. Кваркено, Кваркенский р-н, Оренбургская обл.

ЦЕЛЬ. Знакомство с прогрессивными чертами организации млекопитающих, позволившими этим животным занять все среды обитания в биосфере  

ЗАДАЧИ. Образовательные: проследить происхождение млекопитающих от зверозубых ящеров; выделить особенности внешнего строения и опорно-двигательной системы млекопитающих; выделить особенности класса Млекопитающие как высокоорганизованных представителей позвоночных животных; научить различать на рисунках представителей класса млекопитающие;

—развивающие: развивать процессы через приемы умственных действий;

—воспитательные: сформировать условия для развития познавательного интереса к предмету и повышения мотивации учения


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД В ПОЗНАНИИ

С. А. Кулишов, учитель биологии;

Г. В. Гусева, учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15», г. Калуга

Цель: показать биосоциальную сущность человека на примере генеалогического метода.

Задачи урока:

1. Раскрыть сущность генеалогического метода (метода составления и анализа родословных) на примере династии Романовых.

2. Дать основы составления генеалогического древа рода.

3. Научить составлять родословные и анализировать родословные, определять характер наследования признака.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийная аппаратура, дидактические карточки, мультимедийная презентация, распечатанные портреты представителей Дома Романовых.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

АНТРОПОГЕНЕТИКА. МЕДИЦИНСКАЯ ГЕНЕТИКА

Л. С. Тютрина, учитель биологии МБОУ «Новобрянская СОШ», с. Новая Брянь, Заиграевский р-н, Республика Бурятия

Цели урока:

—образовательная: показать единство биологических закономерностей для всей живой природы — от микроорганизмов до человека; показать как знания генетики помогают выяснить причины многих тяжелых заболеваний человека, своевременно поставить диагноз и находить методы лечения;

—развивающая: продолжить развитие способностей восприятия, понимания, запоминания;

—воспитательная: воспитывать уважительное и бережное отношение к себе, окружающим людям и будущему потомству;

—валеологическая: обратить внимание на значение знаний антропогенетики (медицинской генетики) для здоровья будущего потомства.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

Л. В. Камнева, учитель биологии филиала МБОУ «Комсомольская СОШ» в с. Селезни, Тамбовская обл.

Тип урока: комплексного использования знаний.

Цель урока: формирование у учащихся гражданской позиции через развитие их познавательных интересов и воспитание бережного отношения к природе.

Задачи урока:

1. Образовательная: сформировать мотивированную компетентность личности в вопросах охраны окружающей среды.

2. Развивающая: развить учебно-интеллектуальные умения (выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи), формировать умения системного анализа при обсуждении поставленной проблемы.

3. Воспитательная: сформировать познавательный интерес к теме урока, развить коммуникативность учащихся через совместную работу.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: презентация* к уроку на электронном носителе, компьютер, проектор, экран; рабочие листы с заданиями для самостоятельной работы; рабочие тетради с печатной основой для самостоятельной работы; верёвка, мусор.

Планируемые результаты обучения:

—Личностные: формировать: основы культуры современного человека при работе с источниками информации, ценностное отношение к природе, коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками.

—Метапредметные: формировать умение самостоятельно определять цель и составлять план своей деятельности, владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

—Предметные: формировать умение объяснять место и роль человека в природе, умение и желание активно беречь и защищать природу.

Основные понятия урока: экология, экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

БЛАЖЕН ИЖЕ И СКОТЫ МИЛУЕТ

Н. В. Гукова, учитель биологии и химии;

И. И. Полякова, учитель русского языка и литературы ННОУ «Школа при Андреевском монастыре», г. Москва

Конкурс

Открытый урок был проведен на семинаре «Реализация метапредметного подхода при изучении православной культуры в школе» в рамках XXII Международных Рождественских чтений «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее» 30 января 2014 года для преподавателей ОПК и учителей-предметников гуманитарного цикла, прибывших из разных регионов нашей страны. Урок высоко оценили коллеги.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

НАСЕКОМЫЕ В БАСНЯХ С. МИХАЛКОВА

Л. Н. Бородачева, учитель биологии высшей категории;

Е. А. Дементьева, учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ СОШ № 9, г. Камышин, Волгоградская обл.

Цели урока:

—познакомить с содержанием басен С. Михалкова о насекомых, повторить основные сведения по теме «Класс Насекомые», найти соответствие и несоответствие героев басен биологическим признакам реальных животных;

—совершенствовать навыки исследовательской работы (анализировать, сравнивать, делать обобщенные выводы);

—помочь учащимся задуматься над моралью басен, необходимостью воспитания в себе важнейших моральных качеств: скромности, трудолюбия, честности.

Оборудование: технологические карты, таблицы «Соответствие и несоответствие героев басен биологическим признакам реальных животных», распечатки с текстами басен С. Михалкова («Лев и муха», «Назойливый комар», «Муха и пчела», «Неврученная награда»), презентация «С. В. Михалков», аудиозапись песни «В траве сидел кузнечик».


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

ХРАНИТЕЛИ ВОДЫ г. о. ОРЕХОВО-ЗУЕВО

С. В. Харитонова, учитель биологии МОУ СОШ № 16, г. о. Орехово-Зуево, Московская обл.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: проектно-исследовательская.

Оборудование: компьютерная презентация, тюбик зубной пасты и зубная щётка, стакан воды, самодельный фильтр, средства бытовой химии, чай, кофе, туалетная бумага.

Цель урока: формирование у школьников бережного отношения к воде как жизненно важному ресурсу для здоровья и драгоценному дару природы России.

Задачи урока:

образовательные:

—осознать важность воды для человека и человечества;

—дать сведения о загрязнении воды и выработать навыки её экономного использования дома;

—показать, как с помощью простых действий можно экономить воду;

развивающие:

—развивать инициативу и самостоятельность;

—развивать познавательный интерес к экологии;

воспитывающие:

—воспитание культуры поведения в окружающей природе и дома;

—воспитание бережного отношения к воде.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

ИТОГИ КОНКУРСА

С радостью сообщаем имена победителей конкурса «Творческий учитель»

за второе полугодие 2016 года. Примите наши искренние поздравления! Новых побед, открытий и свершений! В 2017 году конкурс будет продолжен. Редакция ждёт новых работ!


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
© 2010 - 2021, Издательская группа «Основа»