«УХОДИТ ЖИЗНЬ — ПРИХОДИТ ПАМЯТЬ. И ПАМЯТЬ ВОЗРОЖДАЕТ ЖИЗНЬ». АНАЛИЗ ПОВЕСТИ А. А. ЛИХАНОВА «ПОСЛЕДНИЕ ХОЛОДА». 11-й КЛАСС
Г. А. Голощапова, учитель русского языка и литературы, Оренбургская обл.
В конспекте урока представлен анализ идейной, образной и художественной структуры повести А. А. Лиханова «Последние холода» с использованием элементов лингвоцентрической, антропоцентрической и герменевтической концепций при формировании общеучебных умений текстовосприятия и текстопереработки.
ПИСЬМО КАК ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР. 5-й КЛАСС
Т. А. Ильичёва, учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 1291 САО г. Москвы
Цели:
обучающая: формировать умения и навыки организационной речи в эпистолярном жанре (письмо); ознакомить учащихся с эпистолярным жанром — структурой письма и его этикетными особенностями; научить соблюдать один стиль и одну тематику письма;
развивающая: развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности; создать ситуацию успеха, направленную на развитие креативных способностей учащихся; формировать навыки слушания и говорения, использования языковых особенностей жанра; совершенствовать умение владеть русским языком;
воспитательная: формировать эстетический вкус к слову; содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации.
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «ВО ИМЯ ПАВШИХ И ЖИВЫХ ВО ИМЯ». 6-й КЛАСС
Н. В. Садриева, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ
Цель: ознакомить учащихся с произведениями о Великой Отечественной войне; формировать навыки выразительного чтения, культуру устной речи; воспитывать у учащихся уважение к истории своей страны, гордость за своих воевавших предков.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ И ГЕОГРАФИИ ПО КНИГЕ Р. РАСПЭ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БАРОНА МЮНХГАУЗЕНА». 5-й КЛАСС
В. П. Кузьмина, учитель русского языка и литературы, З. П. Степанова, учитель географии МОУ «Застолбская СОШ», с. Застолбы, Рамешковский р-н, Тверская обл.
Тема. «Не любо — не слушай, а лгать не мешай!»
Цель: ознакомить учащихся с творческой историей книги; показать, как менялось восприятие произведения разными поколениями читателей; обратить внимание учащихся на двойственный характер героя: изворотливость, лживость, находчивость; развивать воображение учащихся, интуицию, умение слушать, чувство юмора; формировать доброжелательное отношение, снисходительность к ошибкам других людей, эстетические и этические нормы поведения.
ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 11-й КЛАСС*
М. Ю. Белкин, кандидат филологических наук, лицей № 10
Место в системе уроков: на этапе повторения и обобщения.
Цель
личностная: использовать для решения задач различные источники информации;
метапредметная: структурировать материал, подбирать аргументы;
предметная: проследить эволюцию образа Петербурга в произведениях русской литературы XIX–XX вв.; развивать навыки сопоставительного анализа текста.
СЛОВАРИ РАЗНЫХ ВИДОВ
В. Ю. Шерстюк, п. Старый городок, Одинцовский р-н, Московская обл.
Цель: ознакомить учащихся со словарями разных видов; развивать навыки работы с ними, мотивируя свой выбор; воспитывать интерес к исследовательской деятельности и работе с научной, энциклопедической, справочной литературой.
АНАЛИЗ РАССКАЗА «ХВОСТИК» ИЗ КНИГИ В. П. АСТАФЬЕВА «ЗАТЕСИ»
Н. И. Мехоношина, преподаватель литературы ГОУ СПО «Месягутовский педагогический колледж», Республика Башкортостан
Анализируемое произведение заранее не объявляют учащимся, с его текстом они впервые знакомятся на уроке. Разделённый на шесть частей текст прочитывают и анализируют постепенно. «Чтение с остановками» — приём технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок может быть проведён на завершающем этапе изучения творчества В. П. Астафьева.
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО В. Н. КРУПИНА
Л. К. Кульман, учитель русского языка и литературы МКОУ «Павлоградская гимназия», Павлоградский муниципальный р-н, Омская обл.
С точки зрения молодости, жизнь есть бесконечно долгое будущее, с точки зрения старости,— очень короткое прошлое.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА-ВЫСТУПЛЕНИЯ (на примере составления высказывания для проведения экскурсий в школьном краеведческом музее)
О. А. Абдуллина, с. Шама, Алексеевский р-н, Республика Татарстан
В работе по развитию речи учащихся я активно использую возможности школьного краеведческого музея. Проведение уроков в школьном краеведческом музее позволяет использовать национально-региональный компонент, способствуя патриотическому воспитанию школьников.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «СВОЯ ИГРА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9–11-х КЛАССОВ
Н. И. Морозова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12», г. Кашира-8, Московская обл.
Цель: повышать общую языковую культуру учащихся, развивать интерес к русскому языку и литературе как учебным предметам; формировать любовь к русскому языку и литературе. В игре принимают участие 3–4 ученика. У каждого игрока своё рабочее место. Ответы участники записывают на заранее подготовленных бумажных планшетах. Первым отвечает тот, кто быстрее поднял планшет. Остальные ученики — болельщики.
УРОК-ИГРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5–6-х КЛАССОВ «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»
И. А. Руденко, учитель русского языка и литературы, г. Магнитогорск
Цель: осуществить комплексное повторение и обобщить знания учащихся по фонетике, морфемике, морфологии, орфографии, лексикологии, фразеологии; формировать у учащихся умения анализировать языковой материал, сопоставлять языковые явления; прививать интерес к русскому языку; формировать у учащихся умение работать в команде.