Воспитание творческой личности
В. И. Макаренко, учитель русского языка и литературы высшей категории, учитель-методист
Мы живём в век научно-технической революции, и жизнь требует от человека не шаблонных действий, а подвижного мышления, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Андрей Платонович Платонов «Необычный цветок». 5-й класс
Л. П. Жукова, учитель русского языка и литературы ГБОУ «СОШ № 1122», г. Москва
Цели:
-обучающие: учить школьников отвечать на вопросы полными предложениями, работать с таблицей, составлять план по основным эпизодам сказки, работать с текстом;
-развивающие: развивать внимание, связную речь, умение слушать и слышать одноклассников; создавать условия для формирования у каждого учащегося высокой самооценки;
-воспитательные: подвести учащихся к осознанию того, как важно быть внимательным к окружающему нас миру, уметь видеть в нём прекрасное; подвести к пониманию того, что деятельное сострадание является выражением истинного уважения и к самому себе, и к другому человеку; воспитывать стремление понимать окружающих и, если это необходимо, помогать им.
Оборудование: текст сказки А. П. Платонова «Необычный цветок» (у каждого учащегося); аудиозапись мелодии из телепередачи «В гостях у сказки»; сигнальные карточки; нарисованный на листе цветок (для каждого учащегося); шкатулка; письмо; ТСО.
Предварительная работа: самостоятельное прочтение сказки учащимися; рисунки сказочного цветка; инсценировка эпизода.
Оформление доски: рисунки учащихся, на которых нарисованы сказочные цветы.
Тип урока: комбинированный урок.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Встреча с интересным человеком: читаем стихи Е. С. Харламовой. 5-й класс
О. В. Коновалова, учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 5», г. Сегежа, Республика Карелия
Цели: формирование речевых умений, познавательного интереса.
Форма урока: личностно-ориентированный урок.
Ведущий метод: словесный, практический.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная (самостоятельная) работа, коллективная (учащийся—учитель), групповая.
Оборудование: дидактический и раздаточный материал (см. приложения к уроку).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
«Где добро, там и тепло». 5-й класс
Н. Г. Кириличева, учитель русского языка и литературы МКОУ «Рогожинская основная общеобразовательная школа», г. о. г. Михайловка, Волгоградская обл.
Цели:
-обучающие: вызвать у учащихся интерес к деревенской старине, к народным поверьям и традициям;
-развивающие: развивать сообразительность, смекалку, речь; расширять кругозор;
-воспитательные: прививать любовь к родному краю, хутору, дому.
Оборудование: предметы декорации, имитирующие убранство деревенской избы; аудиозапись для финала; ТСО.
Тип урока: урок обобщения изученного.
Форма проведения урока: литературно-музыкальная композиция.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Литературно-музыкальная композиция «Есенин — это вечное…» (Н. С. Тихонов). 5–8-е классы
Г. В. Иванова, учитель русского языка и литературы ГБОУ «СОШ», с. Среднее Аверкино, Самарская обл.
Цели:
-образовательные: прививать учащимся интерес к литературе как к учебному предмету; расширять и углублять знания учащихся о С. А. Есенине и его творчестве; обучать сопоставлению жизненных реалий и сюжетов художественного текста; расширять кругозор в области литературы и искусства посредством прослушивания музыкальных фрагментов;
-развивающие: развивать творческие способности, устную речь и навыки выразительного чтения, мотивацию, читательскую компетентность и эмоциональную отзывчивость, духовный мир учащихся, их эстетическую культуру;
-воспитательные: прививать чувство патриотизма; любовь к поэтическому слову и музыке.
Оформление: портрет, электронная презентация, круглый стол с разложенными томиками стихотворений С. А. Есенина, фотографии Константиново и гравюры есенинских мест Рязанщины, рисунки учащихся.
Оборудование: мультимедийная установка, ПК. Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного материала.
Форма проведения урока: литературно-музыкальная композиция.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Турнир «Загадки фразеологии». 6-й класс
Т. А. Мязина, учитель русского языка и литературы МКОШИ № 2, г. Астрахань
— Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на своём корабле с необычным названием «Путеводная звезда». А знаете, что оно означает? Нет? Тогда слушайте.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова «А он встаёт над волнами забвения…». 6–9-е классы
Н. П. Уварова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 11», г. о. Железнодорожный, Московская обл.
Учитель. Мы много знаем о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Давайте сегодня проследим тот путь, по которому он шёл шаг за шагом к своей трагической гибели, попытаемся проникнуть в душу поэта — одинокую, мятежную, стремящуюся к свободе.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Международная пресс-конференция по вопросам защиты окружающей среды. 7-й класс
Л. Г. Зазулина, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 57», г. Оренбург
Цели:
-обучающие: закрепить знания учащихся о публицистическом стиле; проверить умение использовать языковые средства этого стиля; повторить тему «Официально-деловой стиль»;
-развивающие: развивать навыки монологической речи — как письменной, так и устной;
-воспитательные: прививать эстетический вкус; воспитывать культуру речи.
Оборудование: выставка рисунков школьников на тему «Берегите, люди, Землю свою!», микрофоны (можно использовать скакалки), блокноты у группы «корреспондентов»; международные флаги стран, бейджики с указанием страны (у всех учащихся).
Форма проведения урока: урок — деловая игра.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Подготовительная работа: учитель объединяет
класс в две группы: более сильные учащиеся — «учёные» — готовят сообщения о проблемах экологии на разных языках мира (английском, немецком, русском); группа «корреспондентов» — вопросы к сообщениям «учёных».
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
«Душа малостью живёт…» (по рассказу Е. И. Носова «Яблочный Спас»). 7-й класс
О. Н. Денисова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Осиновская СОШ», Кожевниковский р-н, Томская обл.
Цели:
-обучающие: помочь учащимся найти ответ на вопрос «Что или кто спасёт нас от душевной чёрствости?»; пробудить у учащихся желание самим дойти до сути проблемы связи между поколениями;
-развивающие: развивать умение размышлять над прочитанным, анализировать текст, дискутировать, делать выводы и обобщения;
-воспитательные: прививать любовь и уважение к литературе, культуре и народным традициям.
Задача: решение проблемы одиночества, духовной изоляции людей старшего поколения.
Оборудование: презентация в Microsoft PowerPoint, текст рассказа Е. И. Носова «Яблочный Спас», тексты стихотворений.
Тип урока: комбинированный урок.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Экскурсия по уездному городу N и разоблачение чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». 8-й класс
Е. А. Ерёмина, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 717, г. Москва
Цели:
-образовательные: проанализировать, каким виделся уездный город России первой половины XIX века, его обитатели Н. В. Гоголю; определить роль уездного города в истории России, соотнести жизненную основу пьесы «Ревизор» и её обобщающий смысл в изображении чиновников; подвести к пониманию утверждения о бессмертии комедии;
-развивающие: развивать коммуникативную компетенцию учащихся, их творческие способности;
-воспитательные: воспитывать вдумчивого зрителя, читателя, формировать устойчивую нравственную позицию.
Оборудование: реквизит для инсценизации суда, мультимедийная презентация (или карта города N), текст экскурсии, ТСО.
Тип урока: комбинированный урок.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Л. В. Вертель «Жемчужная свадьба». 8-й класс
О. В. Коновалова, учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 5», г. Сегежа, Республика Карелия
Цели:
-обучающие: ознакомить учащихся с рассказом Л. В. Вертеля, вызвать интерес к творчеству писателя;
-развивающие: формировать навык осмысленного чтения;
-воспитательные: воспитывать чувство ответственности, доброты, красоты.
Метод: чтение с остановками.
Оборудование: фрагменты № 7 и 9 с заданиями (для каждого учащегося); текст рассказа Л. В. Вертеля «Жемчужная свадьба».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Л. М. Куликова «Свиделись». 8–11-е классы
О. В. Коновалова, учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 5», г. Сегежа, Республика Карелия
Цели: прочитать с учащимися рассказ Л. Куликовой «Свиделись» с остановками; поразмышлять о нравственных аспектах рассказа; вызвать интерес к творчеству Л. М. Куликовой.
Оборудование: текст рассказа Л. М. Куликовой «Свиделись».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
«Будь с каждым днём — о будь! — всё виноватей» (размышления над рассказом Ю. В. Бондарева «Простите нас!»)
Г. В. Иванова, учитель русского языка и литературы ГБОУ «СОШ» с. Среднее Аверкино, Самарская обл.
Цели:
-обучающие: обучать работе с текстом, формировать умение рассуждать, обобщать, аргументировать, делать выводы;
-развивающие: развивать ценностное отношение учащихся к другим людям, их чувствам, читательскую компетентность учащихся, их коммуникативные навыки;
-воспитательные: воспитывать нравственные качества личности, акцентируя внимание на гуманистических ценностях.
Оборудование: мультимедиапроектор; слайды; магнитофонная запись «Журавлиной песни» (сл. Г. И. Полонского, муз. К. В. Молчанова), классической музыки; текст рассказа Ю. В. Бондарева; бланки телеграмм; плакат «Спасибо вам!»; ТСО.
Тип урока: урок-размышление.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Спектакль «Любовный треугольник “Грушницкий — Мери — Печорин”» (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). 9–11-е классы
Г. В. Просвирова, учитель русского языка и литературы МКОУ «Манойлинская СОШ», х. Манойлин, Клетский р-н, Волгоградская обл.
Оформление
-портрет М. Ю. Лермонтова;
-даты жизни поэта;
-название урока-спектакля;
-выставка творческих работ (иллюстрации учащихся: «Грушницкий и Печорин», «Печорин на прогулке с Мери», «У источника», «На балу», «Сцена прощания»)
В ходе мероприятия звучит вальс А. С. Грибоедова, меняется интерьер.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Жизнь и искусство, реальность и воображение в рассказе О. В. Сульчинской «Любовь». 11-й класс
Е. Ф. Данкова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 121», г. Уфа, Республика Башкортостан
Урок занимает один час литературы в 11-м классе и может проводиться в конце учебного года при изучении темы «Современная русская литература» или на уроке внеклассного чтения.
Анализируемое произведение не должно быть известно учащимся, с его текстом они знакомятся на уроке. Используется технология развития критического мышления путём медленного чтения или чтения с остановками. Основным приёмом этой технологии является прогнозирование содержания произведения, так как именно этот приём способствует обучению понимания текста, развитию навыков его анализа.
На каждой остановке медленного чтения необходимо возвращаться к предыдущим прогнозам и сличать их с новой информацией, проверяя достоверность выдвинутой гипотезы. В случае недостатка времени количество поставленных вопросов может быть уменьшено. Учитель должен также учитывать уровень подготовки класса.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Литературный журнал «Листая книгу жизни М. И. Цветаевой». 11-й класс
Н. А. Боброва, учитель русского языка и литературы МОУ «Рамешковская СОШ», п. Рамешки, Тверская обл.
Цели:
-обучающие: ознакомить обучающихся с основными вехами жизни М. И. Цветаевой;
-развивающие: развивать умения работать с дополнительной литературой, культуру речи;
-воспитательные: формировать интерес к творчеству М. И. Цветаевой.
Оборудование: мультимедийная презентация (на слайдах: тема урока, эпиграфы, портреты, фотографии, воспоминания, стихи и др.), ТСО.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма проведения: литературный журнал.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ