Все журналы » Русский язык и литература. Все для учителя! » №8(56)

Организация самостоятельной аналитической деятельности на уроках русского языка (практические советы)

М. Н. Шинкаренко, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 37», г. Томск

Школа сегодня стремительно меняется. Главной целью современного образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря — формирование умения учиться. Со временное образование должно обеспечить не только полноценное личностное, социальное, культурное развитие человека, но и готовность к дальнейшему самообразованию. В этой связи большое значение приобретает самостоятельная работа учащихся, которая и является одной из основных форм самообразования. Эффективная самостоятельная работа способствует развитию общих и профессиональных компетенций учащихся, формирует навыки научного анализа и исследования, развивает навыки работы с учебником, первоисточником.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Учить детей творчеству…

С. А. Иванченко, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 37», г. Томск

Среди приоритетных целей современного образования, обозначенных в Фундаментальном ядре, разработанном Российской академией наук и Российской академией образования, одно из главных мест сегодня занимает личностное развитие ребёнка, в том числе «реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности». Там же — как традиционные источники нравственности — обозначены творчество и эстетическое развитие. В целом в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов основная цель школы сегодня — обучение, ориентированное на развитие. Не секрет, что творчество — самый мощный импульс в развитии ребёнка. Соответственно задача учителя — развивать творческие способности учащегося.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Своеобразие речевой характеристики персонажей рассказов В. М. Шукшина

Н. В. Сахнова, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 134 “Дарование”», г. Волгоград

Характерологическая функция речи персонажей — самая существенная черта стилистики художественной прозы В. М. Шукшина. Слова, словосочетания, фразы существуют в рассказах Шукшина не только во внутритекстовых, но и в межтекстовых связях и отношениях. Каждое новое употребление, сохраняя след прежних семантических связей и смыслов, обогащает содержание речевой характеристики. Высказывания персонажей, взятые вместе, представляют собой единый метатекст. Поэтому наблюдения за речевыми характеристиками могут быть особенно плодотворными, если рассматривать их в контексте целого. При таком подходе становится очевидно, что в речи шукшинских персонажей отражается не только личность с её неповторимыми чертами, но и естественная среда обитания («речевой контекст окружения»), сформировавшая этот характер и его речевое поведение. Сочетание колоритных индивидуальных черт и обобщённо-типологической модели характера русского человека в его маргинальном состоянии мы встречаем в большинстве рассказов В. М. Шукшина.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Стихотворения в прозе как особый жанр художественной литературы

Н. С. Крюкова, заслуженный учитель России, г. Тобольск

Стихотворение в прозе — термин, которым обозначают небольшие прозаические произведения, напоминающие по своему характеру лирические стихотворения, лишённые стихотворной организации речи и поэтому точнее характеризуемые термином лирика в прозе.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Изображение Москвы на страницах русской литературы XIX — начала XX вв.

И. Н. Николаева, учитель русского языка и литературы ГБОУ «СОШ № 218», г. Москва

Общеизвестно, что в художественном произведении нет мелочей: место действия романа, пьесы, рассказа или повести совершенно не случайно выбирается автором и, как следствие, существенно влияет на идейное содержание текста и общее впечатление от художественного произведения. Невозможно представить, например, что события тургеневских романов происходят не на фоне усадеб, а в городе, или сюжеты пьес А. Н. Островского разворачиваются в столице. Это были бы другие книги, вся их образная система изменилась бы.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Правописание НЕ с глаголами. 5-й класс

Н. Н. Петрухина, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 2», г. Зарайск, Московская обл.

Цели:

-образовательные: повторить усвоенный учащимися теоретический материал о глаголе как части речи и написании НЕ с глаголами (курс начальной школы); ознакомить с правилом «Правописание НЕ с глаголами»;

-развивающие: развивать умение работать самостоятельно, кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения;

-воспитательные: прививать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.

Формируемые УУД:

-личностные: умение слушать другого человека, проявлять активность при решении задачи, аргументировать свою точку зрения;

-регулятивные: умение использовать речь для регуляции своей деятельности, вносить необходимые коррективы в действие после оценки другими людьми;

-коммуникативные: умение формулировать общую цель и пути её достижения, проявлять активность для решения коммуникативной задачи, вести устный и письменный диалог;

-познавательные: умение использовать общие приёмы решения заданий, строить сообщение в устной форме, самостоятельно формулировать познавательную цель, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи, создавать алгоритм задания.

Планируемые результаты:

-предметные: воспроизведение своими словами правил и алгоритмов, умение действовать по образцу;

-личностные: воспитывать умение работать в паре, в коллективе;

-метапредметные: умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в действие после его завершения, учитывая ошибки;

-регулятивные: умение слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме.

Тип урока: урок открытия нового знания.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Сочинение — описание портретов А. С. Пушкина работы В. А. Тропинина и О. А. Кипренского. 9-й класс

Л. Г. Зазулина, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 57», г. Оренбург

Цели:

-образовательные: ознакомить учащихся со специальной лексикой, необходимой для анализа живописи; продолжать развивать умение комплексного анализа текста;

-развивающие: совершенствовать умение находить общее в различных видах искусства, сравнивая это общее; учить языку живописи, сопоставляя его с языком поэзии;

-воспитательные: способствовать возникновению интереса, глубокого уважения к русскому национальному поэту; дать возможность понять его характер, черты личности через его художественный образ, запечатлённый как в поэзии, так и на полотнах мастеров кисти.

Оборудование: репродукции портретов А. С. Пушкина работы Ж. Вивьена, В. А. Тропинина и О. А. Кипренского; автопортреты художников; толковые словари; тексты для работы в группах.

Тип урока: интегрированный урок развития речи.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

К. Г. Паустовский «Телеграмма». 8-й класс

Е. М. Сечина, учитель русского языка и литературы МБОУ «Еловская ООШ», Кожевниковский р-н, Томская обл.

Цели:

-обучающие: знакомство учащихся с произведением К. Г. Паустовского;

-развивающие: развитие читательского мастерства;

-воспитательные: воспитание бережного и благодарного отношения к своим родителям.

Оборудование: компьютер; программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, графический редактор Paint, текстовый редактор Microsoft Word, запись на доске (тема урока, содержание телеграмм).

Тип урока: урок-беседа.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Повторение стилей и типов речи. 6-й класс

Л. Г. Зазулина, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 57», г. Оренбург

Смысловая тема: восход солнца, чудо рождения нового дня.

Цели:

-обучающие: совершенствовать речевые навыки учащихся по определённому типу речи и определённому стилю; учить передавать внутреннее состояние человека;

-развивающие: развивать эмоциональность, чуткость, языковое чутьё; формировать умение выражать свои мысли и чувства устно и письменно;

-воспитательные: воспитывать эмоциональную личность; прививать чуткость к другим людям, к природе, музыке.

Оборудование: аудиозапись «Утро» из оперы Э. Грига «Пер Гюнт»; выставка работ учащихся по теме «Восход. Чудо рождения нового дня».

Межпредметные связи: литература, музыка.

Тип урока: интегрированный урок развития речи.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Идейно-художественное своеобразие поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник». 8-й класс

О. С. Ниверчук, учитель русского языка и литературы ЦО № 1678 «Восточное Дегунино» САО г. Москвы

Цели и задачи:

-обучающие: раскрыть с учащимися идейное и художественное своеобразие поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»;

-развивающие: проследить развитие образа Петра Первого в творчестве А. С. Пушкина; развивать умение работать с информацией, обобщать её и систематизировать; развивать творческие способности учащихся через выразительное чтение, умение анализировать поэтический текст;

-воспитательные: прививать языковое чутьё, литературный вкус; воспитывать эмоционально развитую личность.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма проведения: открытый урок; урок-лекция.

Предварительные задания: учащиеся готовят к уроку сообщение об идее поэмы, о главных героях, об образе Петра Первого в творчестве А. С. Пушкина.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Виды придаточных. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. 9-й класс

Е. С. Косьяненко, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 16», г. Камышин, Волгоградская обл.

Цели:

-обучающие: научить школьников находить придаточное определительное в сложноподчинённом предложении по характерным признакам, расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложении с придаточным определительным, составлять схемы сложных предложений;

-развивающие: развивать орфографическую грамотность;

-воспитательные: прививать любовь к родному языку.

Оборудование: учебник, записи на доске.

Тип урока: урок изучения нового материала.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Рабочие карты урока. 6-й класс

В. А. Вихрева, учитель русского языка и литературы МОУ «Ивняковская СОШ», Ярославский р-н, Ярославская обл.

В связи с введением в наше образование Федерального государственного стандарта все говорят о технологических картах, где прописывается деятельность учителя и учеников. Автор же предлагает рабочие карты урока, разработанные для учащихся.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Остров Сокровищ (игра по русскому языку и литературе). 5-й класс

Т. П. Зубова, заместитель директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы МБОУ «Новониколаевская СОШ № 3», Волгоградская обл.

Цели:

-обучающие: приобщать обучающихся к чтению внеклассной литературы; формировать положительную мотивацию к предметам гуманитарного цикла;

-развивающие: развивать творческие способности учащихся, коммуникативные умения и навыки, неординарное мышление, умение образно и убедительно высказывать собственные суждения;

-воспитательные: прививать потребности в новых знаниях; расширять читательский кругозор; создавать условия для реализации индивидуальных способностей каждого обучающегося.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, карточки с ребусами.

Оформление: на стенах нарисованы пальмы, животные (обезьяны, слоны, коалы, змеи, тигры), солнце; написаны название мероприятия («Остров Сокровищ»), направление пути к сундуку с сокровищами (названия конкурсов, стрелки), письма, пиастры, кроссворд, корабль «Эспаньола», шарики (зелёные — верхушки пальм, синие — море, жёлтые — песок).


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Цветная вкладка – Портреты А. С. Пушкина


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Цветная вкладка – Иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
© 2010 - 2024, Издательская группа «Основа»