Все журналы » Русский язык и литература. Все для учителя! » №11(59)

Формирование навыков анализа пейзажной лирики на уроках литературы

Т. Р. Фаттахова, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 7», г. Оха, Сахалинская обл.

В творчестве каждого русского поэта пейзажная лирика занимает важное место.

Картины, возникающие перед нами при чтении стихотворения о природе, отличаются удивительной яркостью, конкретностью, живописностью. Это образ осеннего вечера («есть в светлости осенних вечеров умильная, таинственная прелесть!..» Ф. И. Тютчева), берёзы («но в ней — душе родная проза живым наречьем говорит…» П. А. Вяземского). Это, безусловно, богатейший в воспитательном и образовательном отношении материал, который раскрывает перед школьниками богатство окружающего мира, рождает чувство гармонии, красоты, учит понимать прекрасное в жизни, формирует в ребёнке собственное отношение к действительности.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

«Бортовой журнал» как один из способов понимания текста. На материале статьи «Загадка великого детектива» из «Энциклопедии тайн и загадок: чудеса света». 6–7-е классы

Ю. Б. Головицина, старший методист МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр», г. Тутаев, Ярославская обл.

Цели: развитие логики на основе обсуждения прочитанного.

Задачи:

-обучающие: развивать у учащихся критическое мышление, наблюдательность, логику; совершенствовать умения фиксировать информацию, используя разнообразные графические органайзеры (2бортовой журнал»), определять неисследованные (неизвестные) области в теме, самостоятельно обобщать и систематизировать потоки информации, задавать вопросы;

-развивающие: развивать умение извлекать информацию из невербальной формы (фотография), оценивать и анализировать материал, сопоставлять различные точки зрения между собой; обосновывать свою точку зрения; развивать коммуникативные навыки;

-воспитательные: прививать интерес к литературе.

Оборудование: «бортовой журнал», карточки с текстами.

Тип урока: урок — исследование с помощью ведения «Бортового журнала».

Планируемые образовательные результаты: учащиеся узнают о писателе Артуре Конан Дойле, его героях; научатся логически рассуждать; смогут соотносить понятия прототип и литературный герой, а также фиксировать информацию в «бортовом журнале»; подготовятся к написанию рассказа-загадки.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Преступление и наказание в сказке Н. Д. Телешова «Белая Цапля». 6-й класс

Н. В. Василенко, Учитель Русского Языка И Литературы МБОУ гимназия г. о. г. Урюпинск, Волгоградская обл.

Цель: рассмотреть нравственные проблемы, поставленные Н. Д. Телешовым в сказке «Белая цапля».

Задачи:

-образовательные: изучить произведение Н. Д. Телешова «Белая цапля»; посредством анализа выявить основную проблему в произведении; продолжить работу по формированию умения анализировать эпическое произведение (философскую сказку); стимулировать творческую активность;

-развивающие: развивать способности познания мира; совершенствовать коммуникативные компетенции;

-воспитательные: содействовать воспитанию нравственных качеств личности; подвести учащихся к пониманию того, что каждый человек должен отвечать за свои слова и поступки.

Виды учебной деятельности: поисковая, рецептивная, репродуктивная, исследовательская.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: презентация к уроку, компьютер, мультимедийный проектор, экран.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. 9-й класс

Т. В. Абраменкова, зам. директора по учебной работе, учитель русского языка и литературы МБОУ «Путимецкая СОШ», Орловский р-н, Орловская обл.

Цели:

-обучающие: ознакомить обучающихся со сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными, видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в сложноподчинённых предложениях данного типа;

-развивающие: развивать навыки определения типа придаточных обстоятельственных в СПП; развивать умение работать в группе и самостоятельно;

-воспитательные: воспитывать коммуникативность, самостоятельность в принятии решений.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: мультимедийная презентация «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными»; памятка «Сложноподчинённое предложение» (см. приложение); раздаточный материал для индивидуальной работы.

Предварительная подготовка: создание презентации к уроку в программе Microsoft PowerPoint; подбор раздаточного материала.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Главные и второстепенные члены предложения. 5-й класс

О. Н. Дементьева, учитель русского языка и литературы ГБОУ «СОШ № 1383 с углублённым изучением английского языка», г. Москва

Цели:

-обучающие: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме «Главные и второстепенные члены предложения»; отработать умение определять их синтаксическую роль в предложении;

-развивающие: развивать навыки использования главных и второстепенных членов предложения, выраженных различными частями речи; рассматривать второстепенные члены предложения как средство выразительности художественного текста;

-воспитательные: поддерживать интерес к родному языку с целью совершенствования собственной речи.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация урока на диске.

Тип урока: урок закрепления и применения знаний и умений.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Рассказ Б. С. Житкова «Механик Салерно». 5-й класс

И. Н. Шлыкова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия» г. о. г. Урюпинск, Волгоградская обл.

Тема. Оставаться человеком при любых обстоятельствах (по рассказу Б. С. Житкова «Механик Салерно»)

Цели:

-обучающие: показать учащимся актуальность проблемы нравственного выбора в рассказе Б. С. Житкова «Механик Салерно»;

-развивающие: развить умения точно и лаконично отвечать на поставленные вопросы, навыки выборочного, краткого, пересказа; способствовать развитию творческого мышления, устной и письменной речи учащихся; способствовать пониманию взаимосвязи событий и героев в произведении; проанализировать поступки героев;

-воспитательные: воспитывать умение нести ответственность за совершённые поступки.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, Библия, фрагменты из кинофильма «День ангела», снятого по рассказу Б. С. Житкова «Механик Салерно» (реж. С. С. Говорухин, 1968), аудиозапись «Шум моря».


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Гласные в приставках ПРИ- и ПРЕ-. 6-й класс

Е. М. Сечина, учитель русского языка и литературы МБОУ «Еловская ООШ», Кожевниковский р-н, Томская обл.

Цели:

-обучающие: ознакомить учащихся с орфограммой и её графическим обозначением на письме; тренировать учащихся в запоминании основных значений приставок; повторить правописание приставок на -З (-С);

-развивающие: развивать умение самостоятельно получать знания, критическое мышление, внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;

-воспитательные: пробуждать интерес к урокам русского языка; воспитывать коммуникативную компетентность.

Оборудование: компьютерная презентация по изучаемой теме, таблицы, опорная схема, сигнальные карточки, учебник русского языка для 6-го класса (авт. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова).

Тип урока: урок изучения нового материала, построенный на основе технологии проблемного обучения.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Урок-игра «Колесо истории». Вводный урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». 8-й класс

Т. Е. Лапина, учитель русского языка и литературы МОУ «Калининская СОШ», Брединский р-н, Челябинская обл.

Цель урока — подготовить учащихся к восприятию повести, ознакомить с историей её создания, с исторической эпохой и событиями, которые нашли отражение в произведении А. С. Пушкина.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Обобщение и систематизация сведений о деепричастии. 7-й класс

О. С. Ниверчук, учитель русского языка и литературы Центра образования № 1678 «Восточное Дегунино», г. Москва

Дидактический материал к уроку русского языка


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

«И только вечна на Земле Любовь!» (литературная гостиная «Жизнь и творчество В. И. Паршина, поэта-земляка»). 9–11-е классы

О. В. Перегудова, учитель русского языка и литературы; И. Н. Греднева, педагог-библиотекарь МОУ «Куликовская средняя общеобразовательная школа», х. Куликовский, Новониколаевский р-н, Волгоградская обл.

Цели:

-обучающие: ознакомить учащихся с творчеством поэта-земляка В. И. Паршина;

-развивающие: развивать творческие способности; формировать умения декламировать поэтические тексты и интерпретировать их;

-воспитательные: прививать патриотические чувства, чувство гордости за талантливого земляка, гражданина своей страны.

Оборудование: мультимедийное сопровождение; портрет В. И. Паршина на фоне родной природы; цитаты из его произведений; выставка книг В. И. Паршина; экспозиция школьного литературного музея «Виктор Паршин — выпускник Куликовской школы»; аудиозапись Ж. Массне «Размышление» из оперы «Таис»; презентации.

Участники вечера: ведущие, экскурсовод, чтецы, учитель, гости, учителя и учащиеся из различных школ района.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Повторение орфографии имени прилагательного. Обобщающий урок. 6-й класс

С. А. Акимова, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ с УИОП № 80», г. Хабаровск

Цели:

-обучающие: обобщить и систематизировать знания учащихся по орфографии имени прилагательного;

-развивающие: совершенствовать орфографические умения и навыки; обогащать лексический запас;

-воспитательные: прививать любовь к родному языку.

Оборудование: плакаты с названием станций; нарисованные ребус, лестница, Незнайка; карточки красного, зелёного цветов; плакаты с текстами; раздаточный материал; презентация или интерактивная доска.

Тип урока: урок-игра.

Девиз урока: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Игра «Умники и умницы». 5–6-е классы

Л. А. Балакшина, учитель русского языка и литературы МБОУ «ООШ № 99 им. Героя России Д. Д. Тормахова», г. Сочи

Цели:

-обучающие: обобщить с учащимися сведения из биографии А. С. Пушкина; вспомнить и повторить такие произведения, как «Дубровский», сказки Пушкина, лирические произведения, изученные в 5–6-м классах;

-развивающие: развивать умение самостоятельно находить информацию, анализировать её; выступать перед аудиторией, показать владение ораторским искусством; доказывать свою точку зрения, анализировать; развивать память, творческое мышление, способность владения точным выразительным языком;

-воспитательные: прививать любовь к родному языку; пробуждать интерес к великой русской классической литературе.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Цветная вкладка - Иллюстрации к рассказу Бориса Житкова «Механик Салерно»


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Цветная вкладка - Кадры из фильма Станислава Говорухина «День ангела» по рассказу Бориса Житкова «Механик Салерно»


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Презентация - Преступление и наказание в сказке Н. Д. Телешова «Белая цапля»

Василенко Н. В.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
© 2010 - 2024, Издательская группа «Основа»