«О, как убийственно мы любим!» (по страницам любовной лирики Ф. И. Тютчева). 10-й класс
Л. Н. Ладушина, учитель русского языка и литературы
Цели:
-обучающие: ознакомить обучающихся с любовной лирикой Ф. И. Тютчева, историей создания посвящений, биографиями, необходимыми для понимания поэзии Тютчева; учить анализировать стихотворения;
-развивающие: развивать навыки декламации стихотворений;
-воспитательные: воспитывать уважение к классической литературе, прививая навыки вдумчивого чтения и развивая эстетический вкус.
Тип урока: урок — литературная гостиная.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Развитие творческих способностей учащихся посредством участия в создании школьной литературной газеты
Н. С. Федотова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лежневская СОШ № 10», Ивановская обл.
Современное общество ставит перед выпускником новые задачи. Это должна быть активная, конкурентоспособная, эрудированная, коммуникабельная, готовая к непрерывному самосовершенствованию и творчеству личность, умеющая ставить перед собой цели и добиваться их. Школьному учителю в становлении такой личности отводится немаловажная роль, и творчески работающий педагог всегда к традиционным приёмам будет добавлять новые, чтобы заинтересовать ребёнка, сделать процесс обучения увлекательным, выявить и развить творческие способности.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы
Г. Л. Павлова, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 7» с УИОП, г. Серпухов, Московская обл.
Формирование всех видов УУД проходит через следующие этапы.
1) Вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируются первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;
2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;
3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных
учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;
4) в завершение организуются контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование в образовательной практике (как на уроках, так и во внеурочной деятельности).
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Художественная деталь в произведениях Л. Н. Толстого на примере образов главных героев романов «Война и мир» и «Анна Каренина». 10-й класс
Н. А. Деревянкина, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 11», г. Старый Оскол, Белгородская обл.
Художественная деталь у Л. Н. Толстого является тем изобразительным средством, которое может служить ключом ко всему произведению. Через деталь раскрывается характер, она же в состоянии объяснить взаимодействие героя с обстоятельствами; цепочка деталей отражает развёртывание авторской мысли и развитие сюжетного действия. Но, чтобы увидеть особенности использования деталей, их роль и значение, необходимо сопоставление.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». 10-й класс
Н. М. Халилова, учитель русского языка и литературы СОШ, с. Земляничное, Белогорский р-н, Крым
Тема. Социальные, философские и психологические истоки бунта Раскольникова, символика снов, мотив тупика
Цели:
-обучающие: раскрыть с обучающимися социальные причины совершения Раскольниковым преступления; объяснить суть философских рассуждений главного героя о жизни; показать, против чего восстаёт Раскольников; раскрыть символику слов; проанализировать мотив тупика главного героя;
-развивающие: развивать культуру речи, умение работать в группах;
-воспитательные: прививать интерес к русской литературе.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: текст романа, опорные цитаты, опорные конспекты, опорные схемы конспекта (ОСК), виды старого Петербурга.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Морфологический разбор имени существительного. 5-й класс
И. В. Козел, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 16», г. Серпухов, Московская обл.
Цели
-Образовательные: создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся об имени существительном; повторить ранее изученный материал; установить порядок морфологического разбора; научить выполнять морфологический разбор существительного.
-Развивающие: развивать критическое мышление, умение систематизировать, анализировать материал, делать выводы; совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся, работать в парах и индивидуально.
-Воспитательные: пробуждать интерес к учебному предмету, творческую активность, желание самостоятельной деятельности на уроке с целью получения новых знаний и их применения; прививать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, культуру ведения диспута.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Технологическая карта урока по теме «Особенности публицистического стиля речи». 6-й класс
Н. Я. Матусова, учитель русского языка и литературы МАОУ «Тисульская средняя общеобразовательная школа № 1», Кемеровская обл.
Цели:
-обучающие: актуализировать знания учащихся об уже изученных стилях речи; ознакомить учащихся с понятием ≪публицистическийстиль≫, с особенностями и жанрами этого стиля;
-развивающие: развивать умения учащихся работать с информацией; сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация;
-воспитательные: на основе текстов разных стилей прививать любовь к родному краю, ценностное отношение к русскому языку.
Формирование УУД:
-предметные: иметь представление о публицистическом стиле (особенностях, жанрах), уметь находить признаки данного стиля в текстах, составлять тексты публицистического стиля;
-личностные: осознание того, что разнообразие стилей делает русский литературный язык богатым и выразительным; положительное отношение к учению; понимание значения сотрудничества с учителем, с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию; инициирование желания осваивать новые действия, достигать положительных результатов;
-метапредметные:
1) регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно; умение проводить работу по предложенному плану, оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществление самоанализа успешности участия в учебном диалоге;
2) познавательные: поиск и выделение необходимой информации при ответах на вопросы учителя с опорой на учебник, жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; применение методов информационного поиска; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ; синтез; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
3) коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, клей, лист бумаги формата А3, иллюстративный материал.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Повторение по теме «Морфемика». 5-й класс
С. А. Акимова, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ с УИОП № 80», г. Хабаровск
Цели:
-обучающие: обобщить знания обучающихся по данному разделу; повторить понятия основа и окончание, корень, приставка и суффикс, их значение;
-развивающие: совершенствовать умения вычленять окончание и основу, подбирать однокоренные слова, образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов; обогащать лексический запас;
-воспитательные: прививать любовь к русскому языку.
Типу урока: обобщающий урок.
Оборудование: видеомагнитофон, картонные звёзды-слова, нарисованное дерево, иллюстрации или фотографии с изображением зимнего пейзажа, плакаты с текстами, карточки с изображениями суффиксов, раздаточный материал (можно в электронном варианте), видеозапись х/ф «Метель»(реж. В. Басов, 1964).
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Интонация, смысловые отношения и пунктуация в БСП. 9-й класс
О. Е. Сергеева, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 24», МО Ейский район, Краснодарский край
Карточка 1
-Дайте определение видов сложных предложений, используя один или несколько приёмов компрессии текст. (Памятка 1)
ССП — сложное союзное предложение. Состоит из нескольких не зависящих друг от друга предикативных частей, соединённых сочинительной связью с помощью сочинительных союзов, которые находятся между предикативными частями.
СПП — сложное союзное предложение. Состоит из нескольких зависимых предикативных частей, соединённых подчинительной связью с помощью подчинительных союзов и союзных слов, которые находятся внутри придаточных (зависимых) предложений.
БСП — сложное предложение. Состоит из нескольких не зависящих друг от друга предикативных частей, связанных по смыслу и интонацией и разделённых знаками препинания: запятой, точкой с запятой, двоеточием и тире.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
И. А. Бунин и Орловский край. Особенности лирики поэта. 8-й класс
Т. В. Абраменкова, заместитель директора по учебной работе, учитель русского языка и литертуры МБОУ «Путимецкая СОШ», Орловский р-н, Орловская обл.
Цели:
-обучающие: дать краткий обзор жизненного и творческого пути И. А. Бунина; показать своеобразие поэзии, новизну в изображении психологического состояния человека, своеобразие темы любви в творчестве И. А. Бунина;
-развивающие: развивать умение анализировать текст произведения;
-воспитательные: прививать любовь к чтению; пробуждать желание обсуждать прочитанное.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, карта урока, персональный компьютер, презентация, сборники стихотворений.
Тип урока: комбинированный урок.
Предварительное домашнее задание: подготовить сообщения о жизни и творчестве И. А. Бунина.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Прогулка по Петербургу ХІХ века. 10-й класс
Т. В. Малышева, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей № 9 им. К. Э. Циолковского», г. Калуга
Цели:
-обучающие: обобщить знания обучающихся об образе Петербурга в произведениях поэтов и писателей ХІХ века; ознакомить с литературными и памятными местами Санкт-Петербурга;
-развивающие: развивать интерес к истории своей страны;
-воспитательные: прививать любовь к родному языку.
Тип урока: урок внеклассного чтения.
Оборудование: портреты А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского, Д. И. Фонвизина, И. А. Крылова, М. Е. Салтыкова-Щедрина; аудиозаписи (Л. ван Бетховен «Вариациина тему Моцарта», И. Штраус «Увертюрак “Цыганскому барону”», Г. В. Свиридов «Метель», Ф. Лист «Концертдля фортепиано с оркестром № 2»); репродукции картин (Н. П. Ульянов «А. С. Пушкин с женой на придворном балу перед зеркалом», Е. Е. Моисеенко «Памятипоэта», В. Е. Маковский «Ночлежныйдом»); фотографии с видами Санкт-Петербурга; карточки с текстами.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Уроки развития связной речи. 6-й класс
О. С. Лупачёва, учитель русского языка и литературы, г. Симферополь, Крым
Тема. Описание интерьера. Выборочное изложение «В кабинете писателя»
Цели:
-обучающие: развивать и совершенствовать навыки обучающихся описывать интерьера, умения составлять план, отбирать нужный материал в соответствии с главной мыслью текста;
-развивающие: развивать культуру устной и письменной речи;
-воспитательные: прививать интерес к изучению творчества Н. А. Некрасова.
Оборудование: портрет Н. А. Некрасова, выставка книг, запись на доске (или плакат), толковый словарь.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Цветная вкладка - Картинная галерея кабинета литературы – 1
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Цветная вкладка - Картинная галерея кабинета литературы – 2
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ