Все журналы » Русский язык и литература. Все для учителя! » №5(65)

Структура урока

Составитель Ю. О. Куликова

На вопрос: «Чем вы руководствуетесь при подготовке урока и его организации?» — учителя обычно отвечают: «Структурой урока».

Это значит, отмечает М. И. Махмутов, что структура урока понимается и принимается как полезное организационное знание, как предписание, как нормативная теория.

Под структурой урока понимается дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов урока, их целенаправленная упорядоченность и взаимодействие.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Творческая работа на уроках литературы

О. В. Долматова, учитель русского языка и литературы, специалист высшей категории МБОУ СОШ, с. Самарское, Хайбуллинский р-н, Республика Башкортостан

Многие сегодня сетуют на то, что дети не читают. К великому огорчению, это так. Поэтому считаю, что возвращение сочинения в качестве допуска к сдаче ЕГЭ — это возможность вновь вернуться к литературе, без которой невозможно формирование высоконравственной личности. И всё-таки возникает вопрос: почему раньше люди читали, а теперь нет? Ответ очевиден: компьютер и его возможности могут дать любую информацию быстрее и нагляднее, нежели книга. Это очень лёгкий путь, и он объясняет многое. К тому же школьный курс литературы предполагает изучение образцов классики, а у детей ХХІ века другие взгляды, своё видение. В этом плане мне близки слова Д. С. Лихачёва: «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя». Поэтому свою задачу как учителя-словесника прежде всего вижу в том, чтобы это «устаревшее» преподнести детям так, чтобы «учиться было весело, переваривая знания, поглощать их с аппетитом» (А. Франс). А «аппетит» нахожу в том, чтобы максимально заинтересовать школьников текстом художественного произведения, пригласить их к чтению произведений в полном объёме, с карандашом в руках, приобщая к творческой деятельности.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Готовимся к ОГЭ. Часть В (синтаксис)

Г. А. Габдракипова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Староромашкинская СОШ», Чистопольский р-н, Республика Татарстан

Данная работа предназначена для успешной подготовки обучающихся 9-го класса к сдаче ОГЭ.

В работу включён материал по синтаксису, который поможет повторить изученное, потренироваться в выполнении тестовых заданий, получить информацию о типичных ошибках при выполнении экзаменационной работы и рекомендации для подготовки к экзамену, а также позволит усовершенствовать умения, связанные с частью В (Синтаксис). Материал этой статьи также может быть использован при организации самостоятельной работы обучающихся 9-х классов или в процессе подготовки к предстоящему экзамену под руководством учителя; окажет помощь учителям, репетиторам и родителям при подготовке школьников к государственной итоговой аттестации по русскому языку.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

ЕГЭ по литературе: задания с развёрнутым ответом

Л. Н. Авдонина, к. филол. н., доц-т Пензенского государственного университета

В статье даны методические рекомендации по написанию заданий 8 и 15 ЕГЭ с развёрнутым ответом по литературе, а также представлены образцы выполнения этих заданий с краткими комментариями.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Роль причастий в речи. 7-й класс

Т. И. Титарева, учитель русского языка и литературы МБОУ «ООШ им. И. Н. Лагутенко», Суражский р-н, Брянская обл.

Цели:

-обучающие: повторить с обучающимися материал о причастии; обогатить словарный запас обучающихся лексикой по теме «Родина»; способствовать формированию навыка употреблять причастия и причастные обороты в устной и письменной речи;

-развивающие: развивать навыки работы с текстом, определения стиля и типа речи, темы и идеи текста; использовать полученные знания в практической деятельности; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость обучающихся в ходе работы с текстами при повторении изученного материала;

-воспитательные: воспитывать патриотические чувства; личность, владеющую разными видами компетенций; прививать интерес к предмету.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний; открытый урок.

Оборудование: учебник, тексты (раздаточный материал), ТСО.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Выразительные средства художественной речи. 6-й класс

И. В. Байцерова, учитель русского языка и литературы ВКК Школа МКОУ «Краснянская СОШ», Новохопёрский м. р., Воронежская обл.

Тема. Изобразительно-выразительные средства и учебный (научный) текст

Цель: освоение обучающимися универсального инструментария работы с языком в разных предметных областях и сферах жизни.

Тип урока: урок развития речи.

Основной подход: системно-деятельностный.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Образовательные технологии: технология личностно ориентированного обучения (творческая мастерская), проектно-исследовательская.

Оборудование: ПК, интернет, словари, мультимедиа-проектор, учебник, ТСО, видеозапись м/ф «Последам бременских музыкантов»(СССР, 1973), мяч.

Опережающее задание: анкета для гостей открытого урока.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

И. С. Тургенев «Муму». Протест Герасима против крепостного права. 5-й класс

Н. Л. Костенко, учитель русского языка и литературы МКОУ «Твердохлебовская СОШ», Богучарский р-н, Воронежская обл.

Цели:

-обучающие: помочь обучающимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок; рассмотреть, является ли самостоятельный поступок крепостного шагом к избавлению от насилия; показать нравственное преображение Герасима, немой протест героя как символ немоты крепостных крестьян;

-развивающие: развивать мышление, навык анализа прочитанного текста, умение делать выводы о прочитанном;

-воспитательные: прививать чувство уважения к другим людям, общечеловеческие моральные и этические принципы и правила; воспитывать думающую личность, склонную к сочувствию и сопереживанию.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы и средства обучения: индивидуальная работа, беседа, выразительное чтение, выборочный пересказ, работа с текстом, исследовательская работа, выставка детских рисунков к произведению И. С. Тургенева «Муму», иллюстрации художников к рассказу (Н. А. Ращектаева и др.).

Форма контроля: монологическое высказывание, индивидуальная работа, выразительное чтение, презентация, составление синквейна, аргументированное высказывание, применение цитат из текста.

Оборудование: текст рассказа, ТСО, раздаточный материал (см. приложение 2).

Опережающие задания: подготовить сообщение о том, что такое крепостное право, используя толковый словарь С. И. Ожегова, а также презентацию по сюжету рассказа «Муму»(с иллюстрациями художников), инсценировку монолога барыни.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Понятие чести в современном мире. 8-й класс

Т. А. Тюнина, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 2», пгт Ленино, Крым

Тема. Духовное становление Петра Гринёва. Проблема чести в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Актуальность пушкинского понимания чести

Цели:

-обучающие: проследить со школьниками по тексту романа путь духовного становления Петра Гринёва; побудить к раздумьям над такими вопросами морали и поведения, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, благородство, чувство чести и собственного достоинства; обучить сравнительной характеристике героев;

-развивающие: развить навыки работы по вариантам; дать понятие о преемственности пушкинских традиций в русской литературе; совершенствовать умения и навыки аналитической работы с художественным текстом;

-воспитательные: прививать школьникам такие качества, как честь и достоинство; показать, что эти понятия — общечеловеческие, вневременные.

Тип урока: урок совершенствования умений и навыков.

Форма проведения урока: урок-исследование.

Оборудование: тексты романа, раздаточный материал, иллюстрации к роману, эпиграфы (на доске, без подписей), словари.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Урок-дебаты: концепт «грех» в произведениях М. Ю. Лермонтова. 9-й класс

В. П. Поневчинская, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 20», г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Тема. Концепт «грех» в романе «Герой нашего времени» и поэме «Демон» М. Ю. Лермонтова

Цели: выявить этическую позицию М. Ю. Лермонтова, который с помощью художественного обобщения показал мир греховных мыслей, проступков, из-за которых человек добровольно отходит от покрова Божьего, тем самым выбирая грех.

Оборудование: мультимедиа, ПК, ТСО.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок-дебаты.

Опережающее задание: класс заранее объединяется в две группы. Каждая команда при помощи учителя распределяет роли: капитан, ≪культурологи≫, ≪рецензенты≫, ≪литературоведы≫, ≪эксперты≫. Кроме того, обучающиеся получают задания для индивидуальной и групповой работы: 1) определить этическую позицию автора ≪Демона≫ и ≪Героянашего времени≫— осуждает ли он своих героев-безбожников или эстетизирует зло (грех); 2) подобрать цитаты для аргументации; 3) изучить учебную, справочную и духовную литературу по поднятой проблеме.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Проект «Человек читающий — Homo legens»

О. П. Факащук, заместитель директора по методической работе; И. Д. Коржова, руководитель ШМО гуманитарного цикла; О. К. Нагай, руководитель ШМО начальных классов; М. В. Самоловова, библиотекарь школы; О. А. Чемагина, Г. А. Данилова, Н. В. Швецова, учителя русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 7», г. Тобольск, Тюменская обл.

Тенденция падения интереса к чтению в России — тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно интеллектуальным, личностно значимым и неизменно возглавляло перечень любимых занятий образованных людей. Особенности современной ситуации актуализируют необходимость решения проблемы приобщения к чтению современных школьников путём открытого социально-педагогического взаимодействия всех заинтересованных сторон.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Фразеология как способ познания культурного наследия русского народа (рабочая программа курса по русскому языку). 5–6-е классы

В. Б. Радиченко, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ № 147», г. Красноярск

Рабочая программа составлена в соответствии с новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и предназначена для реализации в 5-х и 6-х классах общеобразовательной школы в форме курса по русскому языку (количество учебных часов — 20).


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Неологизмы в русском языке

А. Р. Ахметзянова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Азякульская НОШ», дер. Азякуль, Актанышский р-н, Республика Татарстан

Абсурд — нелепица, бессмыслица.

Аккредитация — процедура признания государственного статуса образовательного учреждения.

Аниматор — мультипликатор, в современном значении: «тот, кто развлекает».


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
© 2010 - 2024, Издательская группа «Основа»