Все журналы » Русский язык и литература. Все для учителя! » №9(69)

ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

И. А. Падерина, МКОУ «Раскатихинская СОШ», Притобольный р-н, Курганская обл.

Учитель русского языка и литературы образовательной школы должен не только сформировать у учеников системные знания и умения, но и научить применять их на практике, в повседневной жизни; создать условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей обучающихся посредством обучения своему учебному предмету. Поэтому целью педагогической деятельности учителя русского языка и литературы является создание условий для формирования универсальных учебных действий обучающихся в процессе обучения. Готовясь к очередному уроку, нужно задавать себе вопрос: что важнее для учеников — выучить правило, термин или обогатить и осознать себя, своё место в этом огромном мире? Знания усвоены, но помогли ли они ученику стать увереннее в окружающей жизни, побудили ли к творчеству, к активному применению знаний?


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

И. А. Падерина, МКОУ «Раскатихинская СОШ», Притобольный р-н, Курганская обл.

Учитель русского языка и литературы образовательной школы должен не только сформировать у учеников системные знания и умения, но и научить применять их на практике, в повседневной жизни; создать условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей обучающихся посредством обучения своему учебному предмету. Поэтому целью педагогической деятельности учителя русского языка и литературы является создание условий для формирования универсальных учебных действий обучающихся в процессе обучения. Готовясь к очередному уроку, нужно задавать себе вопрос: что важнее для учеников — выучить правило, термин или обогатить и осознать себя, своё место в этом огромном мире? Знания усвоены, но помогли ли они ученику стать увереннее в окружающей жизни, побудили ли к творчеству, к активному применению знаний?


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

ЦИТАТНОЕ АССОРТИ

Л. Н. Толстой


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

А. Г. АЛЕКСИН «ИГРУН». 9-й КЛАСС

В. В. Журбина, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 6», г. Ахтубинск, Астраханская обл.

Цели:

>>обучающие: формировать у школьников умение анализировать прочитанное, высказывать и обосновывать собственное мнение;

>>развивающие: развивать мыслительную деятельность обучающихся, речь, воображение;

>>воспитательные: воспитывать уважение к чужому мнению, толерантность.

Тип урока: урок внеклассного чтения.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

А. С. ПУШКИН «МОЦАРТ И САЛЬЕРИ». 10-й КЛАСС

А. В. Бондарчук, учитель русского языка и литературы МБОУ «Родниковская школа-гимназия», Симферопольский р-н, Крым

Тема. Гений и толпа, гений и злодейство. Подлинное искусство (Моцарт) и ремесло (Сальери)

Цели:

>>обучающие: в ходе анализа текста трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» научить десятиклассников характеризовать героев литературного произведения по их поступкам, отношению к окружающим, по авторской оценке; помочь обучающимся увидеть незаурядность и величие гениального Моцарта и низменность завистника Сальери;

>>развивающие: развивать умения ориентироваться в тексте, сравнивать, сопоставлять, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

>>воспитательные: прививать интерес к духовному миру героев литературы, литературным произведениям о духовной красоте и внутреннем богатстве личности, интерес к творчеству А. С. Пушкина — непревзойдённого гения литературы; формировать нравственную позицию; закладывать основы нравственного поведения, раскрыв понятия греха, гордыни; развивать эмпатию как способность сочувствовать, сопереживать; прививать эстетические ценности.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина 30-х годов XIX века (худ. П. Ф. Соколов); портрет В. А. Моцарта; портрет А. Сальери; сборники произведений А. С. Пушкина с трагедией «Моцарт и Сальери»; рабочие тетради, телевизор, DVD; диск с художественным фильмом «Маленькие трагедии» (реж. М. Швейцер, 1979).

Оформление доски: на одной части доски — тема урока, эпиграф, портрет А. С. Пушкина, центры ассоциативных кустов (слова гениальность и злодейство напечатаны на цветной бумаге); на второй части доски — нотный стан, скрипичный ключ, ноты; портреты Моцарта и Сальери не рядом, а один над другим: портрет Моцарта выше, портрет Сальери — ниже. Оба портрета расположены так, чтобы осталось место для работы. В процессе урока ученики распределят под портретами листы цветной бумаги с чертами характеров композиторов.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «СТИЛИСТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ОСНОВЫ РЕДАКТИРОВАНИЯ ТЕКСТА». 10-й КЛАСС

О. С. Воробьёва, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 1», г. Покров, Владимирская обл.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа факультатива «Стилистика русского языка и основы редактирования текста» предназначена для обучающихся 10-х классов и рассчитана на 34 часа. Научной основой содержания и структуры курса послужила теория В. В. Вино градова, связавшая изучение разных вопросов стилистики с тремя основными направлениями: стилистикой ресурсов языка, функцио нальной стилистикой и стилистикой художественной литературы.

Цели курса: расширение лингвистического кругозора обучающихся за счёт усвоения стилистических знаний; совершенствование практических, коммуникативных умений обучающихся.

Задачи курса:

>>обучающие: ознакомить обучающихся с основными понятиями стилистики;

>>развивающие: расширить и углубить знания обучающихся о стилистических средствах языка, о функциональных стилях речи; отрабатывать умения находить и исправлять речевые и грамматические ошибки; вырабатывать умение редактировать текст;

>>воспитательные: прививать любовь к изучению русского языка.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

РОЛЬ СИМВОЛОВ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА «ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО». 11-й КЛАСС

А. А. Шувалова, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 2», г. Петрозаводск, Республика Карелия

Цели:

>>обучающие: продолжить знакомство обучающихся с творчеством И. А. Бунина; раскрыть философское содержание рассказа И. А. Бунина «Господин из СанФранциско», смысл символических образов рассказа;

>>развивающие: развивать устную речь, умение строить связные монологические высказывания;

>>воспитательные: формировать ценностное отношение к духовному миру человека, нравственным ценностям общества.

Учебные достижения:

>>предметные результаты: понимать философское содержание рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»;

>>метапредметные результаты: создать условия для формирования регулятивных УУД (формулировать учебные задачи урока; определять пути решения учебных задач; формировать умение планировать деятельность, время выполнения задания; развивать навыки самостоятельной работы, умение делать выводы), познавательных УУД (уметь работать с разными источниками информации, делать выводы и умозаключения; получать информацию в результате смыслового и просмотрового прочтений текста: уметь отбирать главное, систематизировать явления, объединённые одной темой), коммуникативных УУД (формировать умение вступать в диалог, задавать вопросы; развивать навыки монологической речи, умение слушать собеседников), личностных УУД (прививать интерес к изучению творчества И. А. Бунина, нравственность и гуманизм, эстетический вкус, толерантность).

Формы работы: фронтальная, групповая (помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа).

Методические приёмы: рассказ учителя, аналитическая беседа, художественное аналитическое чтение, создание кластера, заполнение таблицы.

Предварительное домашнее задание: чтение рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Дополнительное задание: определить жанровое своеобразие произведения.

Формы организации учебной деятельности: выразительное чтение, сжатый пересказ текста, комментированное чтение, работа с текстом рассказа, выявление авторской позиции, представление результатов собственных исследований.

Тип урока: урок-практикум, урок изучения нового материала.

Форма проведения урока: урок-исследование, урок-откровение.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 г. В СТИХОТВОРЕНИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «БОРОДИНО». 5-й КЛАСС

Р. Г. Ахметбаева, учитель русского языка и литературы МБОУ «Кутемелинская ООШ», с. Кутемели, Сармановский р-н, Республика Татарстан

Цели:

>>обучающие: ознакомить обучающихся со стихо творением М. Ю. Лермонтова «Бородино»; выяснить, как исторические события, положенные в основу стихотворения, отражаются в литературном произведении; выявить художественную идею стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино», проявляющуюся в изображении поведения, душевного состояния, отношения к происходящему мужественных защитников Родины;

>>развивающие: развивать самостоятельность мышления при работе над текстом стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»; помочь ученикам понять идеалы патриотизма, народности, полюбить это стихотворение, его автора, ощутить гордость за Родину; формировать навыки выразительного чтения, работы с учебником и иллюстрациями, исследовательской работы с текстом;

>>воспитательные: прививать чувства патриотизма, гордости за своё Отечество.

Задачи:

>>литературные:

>>обучающие: ознакомить школьников с литературным произведением, отображающим историческое событие; сопоставить исторические факты с лирическим произведением;

>>развивающие: развивать умение анализировать художественный текст с точки зрения средств выразительности, использованных поэтом, творческое мышление, навыки и умения работы с текстом; совершенствовать навыки выразительного чтения;

>>воспитательные: прививать уважение к великому прошлому России; формировать нравственные качества;

>>исторические:

>>обучающие: формировать представления об Отечественной войне 1812 г.; учить выделять её причины, особенности, результаты и значение;

>>развивающие: развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать представленную информацию;

>>воспитательные: прививать уважение к великому прошлому России; формировать нравственные качества.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-размышление.

Оборудование: текст стихотворения «Бородино»; компьютер, медиапроектор; портреты М. Ю. Лермонтова; аудиозаписи марша лейб-гвардии Преображенского полка, марша лейб-гвардии Конной артиллерии из «Полного собрания материалов об Отечественной войне 1812 года»; видеозаписи фильмов («Бородинское сражение», «М. И. Кутузов» (из проекта «Энциклопедия»)); Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (DVD, ООО «Кирилл и Мефодий», 2004).


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

НЕСКОЛЬКО ШАГОВ К ГРАМОТНОМУ ПИСЬМУ

(подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку на основе опорных схем и конспектов: методические и практические рекомендации учителю) Н. Н. Тюленева, учитель русского языка НОУ гимназии «Томь», г. Томск, Томская обл.

В настоящее время появилось большое количество книг, справочников, пособий, разработок для подготовки выпускников к сдаче единого государственного экзамена в форме ОГЭ и ЕГЭ. Это даёт возможность каждому учителю найти тот путь, который позволил бы сделать уроки интересными, глубокими по содержанию, объединёнными общей темой или проблемой, жанром и интегрированными с курсами русской литературы, живописи, музыки; проникнуть в творческую лабораторию художника, создать атмосферу сотворчества, сопереживания, сопричастности; научить школьников не только видеть, понимать слово, замечать смысловые нюансы, но и самим использовать их в устной и письменной речи, писать сочинения разных жанров.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Вкладка – Иллюстрации к рассказу Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско»


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Вкладка – Иллюстрации к рассказу Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско»


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
© 2010 - 2021, Издательская группа «Основа»