Все журналы » Русский язык и литература. Все для учителя! » №10(70)

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КОМИЧЕСКОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ. 5–9-е КЛАССЫ

А. И. Лобанова, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 67», г. Казань, Республика Татарстан

В стандарт курса основной средней школы по литературе включены для изучения в обязательном порядке юмористические произведения. Они достаточно широко представлены в УМК по литературе для 5–9-х классов под редакцией В. Я. Коровиной и в качестве контекстных заданий — в УМК по русскому языку для 5–9-х классов под научной редакцией Н. М. Шанского. В связи с этим интересной областью для обмена опытом между педагогами является развитие понятия о комическом в средней школе.

Предлагаемая статья рассматривает особенности теоретического и практического матери ала, представленного в УМК по литературе для 5–9-х классов под редакцией В. Я. Коровиной и в УМК по русскому языку для 5–9-х классов под научной редакцией Н. М. Шанского; проблемы, с которыми сталкивается учитель на основе личного педагогического опыта и ученик при освоении этого материала; некоторые практические приёмы, опробованные на уроках.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ). 10–11-е КЛАССЫ

Н. В. Гурская, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «Одинцовский лицей № 2», г. Одинцово, Московская обл.

Почему простая манипуляция с отметкой вызвала столько вопросов? Да потому, что оценивать себя всегда непросто.

Давайте же задумаемся, как и чем мы оцениваем детей? Всегда ли довольны и они, и мы поставленной оценкой? И что такое оценка в широком смысле этого слова?

Оценка — это определённая степень усвоения обучаемыми знаний, навыков и умений в соответствии с требованиями программ и руководящих документов образования.

Чтобы оценка учителя приобрела для учащегося содержательный смысл, необходимо соблюдать следующие условия:

—эталон, которым оперирует учитель в своей оценочной деятельности, должен быть понятен каждому школьнику;

—наличие доверия учащегося к учителю и его оценкам.

Современная школа находится на той стадии развития, когда необходимы перемены в организации всего образовательного процесса. Будучи наиболее консервативным общественным институтом, она сохраняет то внутреннее устройство, которое сложилось достаточно давно. Сегодняшнее время — это время информационных технологий, глубокого гуманистического понимания роли человека, его возможностей.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПРИЁМОВ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ. 7-й КЛАСС

Е. А. Веденеева, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 35», г. Владимир

В настоящей статье речь пойдёт об уроках словесности, которые в современной школе разделены на уроки русского (родного) языка и литературы, ибо никто не станет отрицать, что в плане духовно-нравственного воспитания личности эти предметы имеют огромное значение.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

«ЛЮБЛЮ, ГДЕ ПОВОД ЕСТЬ, ПОРОКИ ПОЩИПАТЬ…» (ИТОГОВЫЙ УРОК ПО ТВОРЧЕСТВУ И. А. КРЫЛОВА). 6-й КЛАСС

А. В. Бондарчук, учитель русского языка и литературы МБОУ «Родниковская школа-гимназия», Симферопольский р-н, Крым

Басни И. А. Крылова занимают значительное место в русской литературе, так как открывают широкие возможности для идейного, нравственного и эстетического воспитания школьников.

Предлагаемая разработка нестандартного итогового урока (урока-игры) по изучению басен И. А. Крылова с использованием интерактивных методов позволяет активизировать социальную компетентность учащихся и их продуктивную творческую деятельность. На таком уроке дети учатся делать выбор, принимать решение, стимулируется творчество учеников, формируется умение видеть проблему и находить пути её решения.

Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра — характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Нельзя забывать и тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его лучшие качества. Таким образом, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков. Важно и то, что игра — один из приёмов преодоления пассивности учеников. В составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Цели:

—обучающие: систематизировать знания обучающихся о творчестве И. А. Крылова; выделить особенности басенного жанра; расширить круг читаемых басен;

—развивающие: развивать творческие способности (выразительное чтение басен, инсценировка, создание иллюстраций);

—воспитательные: воспитывать эмоциональную сферу обучающихся при выразительном чтении и инсценировке басен; прививать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры.

Тип урока: урок-игра.

Оборудование: портрет И. А. Крылова, фотография памятника И. А. Крылова в Летнем саду Санкт-Петербурга, выставка книг с произведениями русского баснописца, выставка рисунков обучающихся, детские игрушки, костюмы зверей.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

ЭПИТЕТ. РИСУЕМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ. 5-й КЛАСС

Е. В. Кривец, учитель русского язык и литературы ГБОУ «Школа № 655», г. Санкт-Петербург

Цели:

—образовательные: актуализировать и расширить знания учеников о тропах; ознакомить пятиклассников с понятием эпитет; учить отличать эпитеты от логических определений; дать понятие о прилагательном как эпитете; учить пользоваться текстовыми источниками;

—развивающие: формировать умение находить эпитеты в тексте; совершенствовать умение употреблять эпитеты в речи; развивать умение видеть красоту русского литературного языка на примере творчества русских поэтов и музыкантов; стимулировать развитие творческих способностей учащихся;

—воспитательные:

воспитывать интерес к художественному слову, умение применять эпитеты в создании собственного текста; прививать любовь к родной земле, учить всматриваться в её красоту.

Опорные понятия: прилагательное, образное определение, прямое и переносное значение.

Теория литературы: эпитет.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.

Межпредметные связи: русский язык, музыка, работа с терминологией.

Оборудование: учебник-хрестоматия, раздаточный материал, аудиозапись пьесы «Апрель. Подснежник» из фортепианногоцикла П. И. Чайковского «Времена года».


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

ДУХОВНЫЕ СТИХИ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ. 8-й КЛАСС

Е. О. Исаева, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ, г. Кузнецк-8, Пензенская обл.

Духовные стихи во всей полноте и сложности отображают нравственную сторону современного человека. Их изучение особенно необходимо для молодёжи. Духовные стихи способствуют этическому и эстетическому развитию, формированию мировоззрения и гражданской позиции, патриотической и семейной ориентации, росту интеллектуального потенциала, улучшению эмоционального состояния и общему физическому и психическому развитию.

Духовные стихи создают и сегодня; границы этого жанра открыты. В России наблюдается по вышенный интерес к духовным стихам. Ярким примером являются духовные песни Светланы Копыловой, иеромонаха Романа, протоиерея Олега Скобли, протоиерея Сергия Киселёва, Жанны Бичевской и других авторов.

Последнее десятилетие в России происходит возрождение религиозных традиций, в школьную программу возвращают христианскую литературу, в частности духовные стихи. Однако на эту тему очень мало методических рекомендаций и разработок.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

ФУТУРИЗМ КАК ЛИТЕРАТУРНОЕ ТЕЧЕНИЕ (РАБОТА С ТЕКСТОМ). 11-й КЛАСС

Л. А. Костюченко, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 7», г. Саянск, Иркутская обл.

Цели: формировать у обучающихся умения работать с текстом как источником информации и использовать литературоведческие понятия, субъективно-оценочную лексику при публичной презентации результатов собственной образовательной деятельности.

Планируемые результаты:

—предметные: знания о футуризме как литературном течении, осмысление языковых особенностей поэтической речи поэтов-футуристов;

—метапредметные: умение вычленять в тексте главное, сравнивать ответы одноклассников с собственными записями, формулировать собственные представления на основе прочитанного, составлять опорный конспект с использованием иных знаковых систем, слушать и осмыслять понятия;

—личностные: умение соотносить уровень собственных знаний с незнанием, оценивание себя и товарищей с позиции восприятия теоретического материала, оценивание результатов собственной образовательной деятельности, позитивное отношение к процессу обучения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

 


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТЕКСТА В СООТВЕТСТВИИ С ПРАВИЛАМИ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ (МАТЕРИАЛЫ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ). 10–11-й КЛАССЫ

М. П. Беленко-Линёва, преподаватель русского языка и литературы Московского областного профессионального колледжа ІІ подразделения, г. Сергиев Посад, Московская обл.

Программа по русскому языку в колледже предусматривает повторение, обобщение и систематизацию материала, изученного в школе. Особое внимание уделяется работе с художественными и публицистическими текстами. Умение применять знания по стилистике, лексике, орфографии и пунктуации отрабатывается в форме практической работы «Восстановление текста в соответствии с правилами орфографии и пунктуации» с дополнительным заданием по восстановленному тексту.

Студентам предлагается шесть вариантов с текстами разной тематики: № 1 — о развитии и значении плавания; № 2 — о расцвете борьбы как вида спорта в Древней Греции; № 3 — об изобретении велосипеда; № 4 — о приобщении человека к миру прекрасного через спорт; № 5 — о шахматах как симбиозе спорта, искусства и науки; № 6 — о великих фигуристах прошлого. К каждому варианту прилагаются карточки для проверки.

Дополнительное задание может быть сформулировано следующим образом: 1)прочитайте восстановленный текст и сформулируйте его тему; 2) выпишите ключевые слова и сформулируйте основную мысль текста; 3) определите тип и стиль речи и др.

При составлении текстов автор использовала материал о развитии разных видов спорта, о выдающихся спортсменах, о важности здорового образа жизни. Содержание текстов помогает студентам понять, что духовное и физическое здоровье человека зависит прежде всего от него самого, от его желания самосовершенствоваться.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ: «СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА» В. А. ЖУКОВСКОГО И «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА» Ш. ПЕРРО (УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ). 5-й КЛАСС

В. В. Потапова, учитель русского языка и литературы ГОУ РК «Республиканский центр образования» (Лозымский филиал), г. Сыктывкар, Республика Коми

Цель: организовать деятельность обучающихся по сопоставлению текстов и обобщению материала сопоставления.

Задачи:

—обучающие: закрепить знания обучающихся о литературных терминах: сказка, народная сказка, литературная сказка, сюжет, авторская позиция, эпический и лиро-эпический род литературы, формы повествования; обобщить и систематизировать представления школьников о своеобразии художе ствен ного мира В. А. Жуковского, Ш. Перро;

—развивающие: развивать навык изучающего чтения, речевые и аналитические навыки (речемыслительные умения) в процессе анализа художественного произведения, умение обобщать полученные знания, проводить сравнения, делать необходимые выводы;

—воспитательные: прививать эстетическое отношение к художественному слову; формировать интерес к изучению русской литературы в контексте мировой литературы.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация к уроку, волшебная палочка феи.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС (ВНЕКЛАСНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ). 5-й КЛАСС

В. Р. Хусаенова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Кутемелинская ООШ» Сармановского муниципального района, Республика Татарстан

Цели: проверить и закрепить знания учащихся о литературных сказках; развивать интерес и любовь к художественному слову; воспитывать чувство любви к богатому творческому наследию мировой литературы.

Оборудование: портреты русских и зарубежных писателей-сказочников, мультимедийный проектор.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

МОЙ ЗЕМЛЯК ХЛЕСТАКОВ. ВЕРСИЯ ВЛАДИМИРА АРИНИНА

С. Г. Ясинская, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 22», г. Череповец, Вологодская обл.

ВОЛОГОДСКИЙ ХЛЕСТАКОВ

В училище у де ла Шеза

Я был изрядная повеса,

Уроков никогда не знал,

Зато прелестно танцевал…

И хоть тогда я молод был,

Но ласки дамские любил…

Блажен, блажен, кому судьбами

Душа не пылкая дана;

Кто не знакомился с мечтами,

Кто карт не знал, не пил вина,

И с грешниками не дружился,

Кто не истратился душой,

Кто был по вкусу холостой

Или по выгодам женился…

Блажен! Он в юности своей

Не знал ни пламени страстей,

Ни к славе гордого порыва,

И жизнь его была счастлива:

Он постоянное любил,

Он ассигнации копил.

Кто автор этих строк? А кто «с Пушкиным на дружеской ноге»? Хлестаков! 10 мая 1829 г. вологодский помещик и поэт Платон Волков приехал в Устюж ну, выдал себя за тайного представителя корпуса жандармов, навёл страху на местных чиновников. Видимо, эта авантюра стала основой сюжета «Ревизора» Н. В. Гоголя. Об этом я прочитала в книге известного писателя Владимира Ивановича Аринина «Хлестаков в Устюжне: документальная повесть».

Платон Волков печатался в столичных альманахах, издал первую главу поэмы в подражание «Евгению Онегину». Однажды, нацепив рясу, пытался проникнуть в монастырь. Умел Платон обольщать уездных дам: один из мужей жаловался начальству, что Волков соблазнил его жену. Зато собственная жена нашего героя от него сбежала. Авантюры, карты, скандалы, долги…


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Вкладка – Иллюстрации к сказке Шарля Перро «Спящая красавица»


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Вкладка – Иллюстрации к сказке Шарля Перро «Спящая красавица»


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
© 2010 - 2021, Издательская группа «Основа»