Все журналы » Русский язык и литература. Все для учителя! » №11(71)

ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В КЛАССЕ С ПОЛИЭТНИЧЕСКИМ СОСТАВОМ

Е. А. Никитина, учитель русского языка и литературы МКОУ «Бучальская СОШ», Кимовский р-н, Тульская обл.

Россия занимает второе место в мире после США по числу мигрантов: их количество в России составляет 11 миллионов человек.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ (ОГЭ, ЗАДАНИЕ 15.3). 9-й КЛАСС

Е. Н. Ли, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 22», г. Майкоп, Республика Адыгея

Тема. Сочинение. Легко? Легко и интересно!

Цели:

—  обучающие: формировать у обучающихся представление о понятиях тема, основная мысль; обобщать и совершенствовать навыки устной речи по теме;

—  развивающие: развивать критическое мышление и языковое чутьё посредством чтения информационного текста, навыки самоконтроля и самооценивания;

—  воспитательные: воспитывать умение работать в группе, внимательно слышать и слушать мнение другого человека.

Тип урока: урок развития речи.

Образовательные технологии: развития критического мышления, и информационная (презентация), здоровьесберегающая.

Методы: частично-поисковый, наглядно-иллюстративные, мотивационные.

Приёмы: ассоциативный ряд, слова-маркеры, кластер, погружение в текст, эмоциональный отклик.

Формы работы: индивидуальная, в парах, фронтальная.

Оборудование: компьютер с колонками, проектор, экран, доска, маркеры, стикеры, рабочие листы, тексты.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 8-й КЛАСС

А. А. Яковлева, учитель русского языка и литературы МКОУ «ООШ № 8», г. Астрахань

Цели:

—  обучающие: обобщить и систематизировать знания обучающихся о главных и второстепенных членах предложения; закрепить на практике навык нахождения в предложении главных и второстепенных членов;

—  развивающие: развивать навык синтаксического разбора простого предложения, постановки тире между подлежащим и сказуемым;

—  воспитательные: прививать интерес к предмету.

Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Формы работы: групповая, индивидуальная, самостоятельная.

Методы: частично-поисковые.

Оборудование: запись на доске (эпиграф), раздаточный материал.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ НА ТЕМУ «САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА». 9-й КЛАСС

А. В. Корнилов, учитель русского языка и литературы ГБОУ

«Школа с углублённым изучением иностранного языка № 1236» (структурное подразделение № 968), г. Москва

Цели:

—  обучающие: определить уровень учебных достижений школьников, повторить материал за курс основной школы по основным разделам русского языка («Фонетика», «Лексикология», «Орфография», «Морфология», «Синтаксис и пунктуация»); способствовать подготовке к ОГЭ и ГВЭ;

—  развивающие: способствовать формированию универ сальных учебных действий; формировать метапредметные умения и навыки школьников;

—  воспитательные: воспитывать внимательность, аккуратность; прививать навыки самоконтроля при выполнении контрольных и самостоятельных работ.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

ПОЭМА А. С. ПУШКИНА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА». 5-й КЛАСС

Л. М. Дмитрюк, учитель русского языка и литературы МАОУ «Тисульская СОШ № 1», Тисульский р-н, Кемеровская обл.

Цель: проверить знания обучающихся, закрепить пройденный материал.

Задачи:

—  образовательные: проверка знаний, умений и навыков, обобщение, систематизация изученного материала;

—  развивающие: развитие речи, творческих способностей, навыков работы в группе;

—  воспитательные: воспитание уважительного отношения к партнёру по команде, сплочённости, личной ответственности, уважения к национальной культуре.

Тип урока: урок обобщения изученного.

Форма проведения урока: урок-викторина.

Оборудование: доска, карточки с заданием, плакаты, выставка рисунков, шапка Черномора, мультимедийные средства.

Образовательные технологии: игровые технологии, технология дифференцированного обучения, групповая технология (системно-деятельностный подход).


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

ЕВАНГЕЛЬСКИЙ СЮЖЕТ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА». 11-й КЛАСС

А. С. Корнеенко, учитель русского языка МОУ «Средняя школа № 33», г. Петрозаводск, Республика Карелия

Цели:

—  обучающие: проанализировать с обучающимися трансформацию евангельского сюжета в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»;

—  развивающие: развивать навыки анализа текста, умение работать в паре, группе;

—  воспитательные: воспитывать толерантное отношение к мнению другого человека, прививать языковое чутьё, стремление к грамотному изложению собственных мыслей, уважение к литературе.

Задачи:

—  обучающие: изучить динамическую поэтику ершалаимских глав романа на материале трёх редакций («Копыто инженера», «Великий канцлер» и «Мастер и Маргарита»); проанализировать ершалаимский сюжет в свете евангельской традиции; закрепить умение анализировать эпизод;

—  развивающие: развивать коммуникативные навыки и умение работать в группе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

О. А. Рыжкина, учитель русского языка и литературы ГБОУ «СОШ № 847», г. Москва

В условиях современного школьного образования проблема литературного развития обучающихся является одной из самых актуальных.

Задача учителя-словесника — развивать у школьников интерес к литературе и воспитывать самостоятельного читателя.

Каждый педагог стремится найти способ действенного включения детей в чтение. Для этого нужно ответить на следующие вопросы: как настроить класс на чтение, как направить воображение учеников в русло урока литературы и пр. Отвечая на эти вопросы, можно привести примеры заданий, которые сконцентрируют внимание школьников и активизируют их воображение.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «ПУНКТУАЦИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПРИЧАСТИЯМИ И ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ». 6–7-е КЛАССЫ

В. С. Легоцкая, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 5», г. Брянск


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

БЕРЁЗА — СИМВОЛ РОССИИ (ИНТЕГРИРОВАННОЕ ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ). 6–7-е КЛАССЫ

А. Н. Петрова, М. Ю. Васильева, учителя английского языка высшей категории МАОУ «СОШ № 8 с УИМиАЯ», г. Боровичи, Новгородская обл.

Интегрированные внеклассные мероприятия в классах с углублённым изучением английского языка стали традиционными в нашей школе. Межпредметные связи необходимы потому, что они способствуют общему развитию ребёнка и более глубокому подходу к изучаемым на уроке темам. Воспитание любви к Родине, родному краю на уроках русского и английского языка было бы недостаточным без привлечения краеведческого материала, связанного с природой нашей области. Считаем, что такие уроки и мероприятия целесообразно проводить для повторения и закрепления материала по уже изученным темам. Содержание материала на таких видах учебной деятельности является благодатной почвой для развития речи детей, а также для формирования их нравственности, для патриотического воспитания.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «ТВОРЧЕСКИЙ УЧИТЕЛЬ — 2016»!


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В РАССУЖДЕНИИ (ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ТЕМУ «ЗДОРОВЬЕ — ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО ЧЕЛОВЕКА»). 5-й КЛАСС

А. С. Пюльзе, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 39», г. Петрозаводск, Республика Карелия

Цели:

—  обучающие: учить школьников строить связное монологическое высказывание в публицистическом стиле в виде рассуждения, высказывать и обосновывать своё мнение, выступать перед аудиторией с сообщением;

—  развивающие: развивать умения осуществлять речевой самоконтроль, соблюдать языковые нормы устного и письменного общения, создавать текст рассуждение на основе полученной информации;

—  воспитательные: воспитывать внимательность и аккуратность; прививать языковое чутьё.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: дидактический и раздаточный материал.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

РАБОТА НАД СЛОВОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Г. А. Вершинина, учитель русского языка и литературы МБОУ «Ботановская основная школа», Вологодская обл.

В одной из былин об Илье Муромце есть любопытная характеристика слова: «Слово оно что яблочко: с одного-то боку зелёное, так с другого румяное, ты умей его… повёртывать». Комплексный подход к слову предполагает «повёртывание» слова, рассмотрение его с различных сторон. В. А. Ключевский писал: «Слово — не случайная комбинация звуков, не условный знак для выражения мысли, а творческое дело народного духа, плод его поэтического творчества. Это художественный образ, в котором запечатлелось наблюдение народа над самим собой и над окружающим миром»


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА. 6-й КЛАСС

В. Н. Ломакова, учитель русского языка и литературы «МОУ ЛСОШ № 1», г. Лихославль, Тверская обл.

Цели:

—  обучающие: формировать у обучающихся способности определять трёхсложные размеры стиха;

—  развивающие: продолжить формирование понятия о стихотворных размерах;

—  воспитательные: прививать интерес к поэзии, языковое чутьё, воспитывать активную коммуникативную личность.

Формирование УУД:

—  личностные: создавать условия для формирования вдумчивого чтения художественных произведений;

воспитывать эстетически развитого читателя;

—  регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценивание, саморегуляция;

—  познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы;

—  коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, формулировать вопросы, разрешать конфликты, управлять поведением партнёра, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: дидактический и раздаточный материал.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. 6-й КЛАСС

Т. П. Невская, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ», с. Кушалино, Рамешковский р-н, Тверская обл.

Цели:

—  обучающие: посредством анализа текста сформировать у обучающихся понятие о местоимении как части речи, его морфологических признаках и синтаксической функции в предложении; сформировать умения находить местоимения в тексте, определять их роль в речи, правильно употреблять местоимения в письменной и устной речи;

—  развивающие: развивать умение сопоставлять, анализировать, делать выводы;

—  воспитательные: воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение соглашаться с чужим мнением или корректно возражать, не унижая другого ученика.

Тип урока: урок изучения нового материала, усвоения новых знаний.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, мультимедийные средства.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

СИСТЕМА ЗАДАНИЙ С ИЛЛЮСТРАТИВНЫМ МАТЕРИАЛОМ КАК ОДНА ИЗ РАЗНОВИДНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ГОВОРЕНИЕ, ПИСЬМО). 6-й КЛАСС

Н. М. Сулицкая, учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ № 16», г. о. г. Камышин, Волгоградская обл.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Предлагаемая автором система заданий по русскому языку представляет собой разновидность раздаточного иллюстративного материала для работы на уроках русского языка в 6-м классе по темам «Словообразование и орфография», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Лексика. Культура речи». Современная система школьного образования нацелена на реализацию личностно ориентированного обучения, на создание условий для свободного проявления творческой активности обучающегося. По моему мнению, наиболее востребованными сегодня являются те дидактические средства, которые предусматривают совместную творческую деятельность ученика и учителя и обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса. Такой подход способствует всестороннему развитию способностей школьника, в том числе речемыслительных.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

«ПОЛЕ ЧУДЕС»: ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО ТЕМЕ «МОРФОЛОГИЯ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ». 6-й КЛАСС

Н. П. Лютикас, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа № 36 им. генерала А. М. Городнянского», г. Смоленск

Цели:

—  обучающие: повторить и обобщить со школьниками изученный по теме ≪Морфология. Имя существительное≫материал;

—  развивающие: продолжать развивать орфографические и речевые навыки, умение определять морфологические признаки имени существительного и его роль в тексте;

—  воспитательные: прививать шестиклассникам любовь к родному языку, родной природе и русскому искусству.

Формируемые УУД:

—  познавательные: создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста; выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и его частей; выдвигают гипотезы и обосновывают их;

—  регулятивные: умеют планировать и контролировать свою деятельность;

—  коммуникативные: умеют слушать и слышать друг друга; устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать; вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении; учатся владеть монологической и диалогической речью;

—  личностные: ценностный, эмоциональный, поведенческий компоненты.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма проведения урока: урок-игра.

Оборудование: презентация, мультимедийные средства


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
© 2010 - 2021, Издательская группа «Основа»