ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
В. А. Харченко, учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя политехническая школа № 33», г. Старый Оскол, Белгородская обл.
Определение воспитания как процесса целенаправленного, организованного, управляемого и контролируемого взаимодействия воспитателей и воспитанников, имеющего конечной целью формирование личности нужной и полезной обществу, стало аксиоматичным.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРИРОДЫ В ЛИТЕРАТУРЕ, ЖИВОПИСИ, МУЗЫКЕ. 5–8-е КЛАССЫ
Г. М. Самсонова, учитель русского языка и литературы МКОУ «Товарковская СОШ № 1», Дзержинский р-н, Калужская обл.
Чтобы понимать и ценить красоту и искусство, нужно быть готовым к их восприятию. Искусство требует умения фантазировать, «разгадывать», зорко видеть, тонко чувствовать. Зритель в театре, слушатель в концертном зале, посетитель в картинной галерее — соавтор режиссёра, композитора, художника. Сила художественного образа в поэзии, живописи, музыке заключается в читательском сотворчестве, сопереживании. И задача уроков литературы в школе — развить у ребёнка способности тонко увидеть, услышать и описать окружающий мир.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
КАЖДОЕ СОЧИНЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ТВОРЧЕСКИМ
Р. М. Клочко, учитель русского языка и литературы ООШ І–ІІІ ст. № 47, г. Донецк-7
Творческое сочинение может стать одной из наи более действенных форм нравственного и эстетического воспитания, связи литературы с жизненным опытом обучающихся. С этим согласны многие учителя. В своей работе мы должны находить такие формы подхода к материалу, которые помогут объединить книжную мудрость и жизненный опыт учащихся. Юноша, узнавший об Оводе, прежде всего ищет в себе его черты, хочет стать таким, как он.
Девятиклассница, добросовестно перечисляя все явные и тайные пороки Печорина, в конце сочинения пишет: «А всё-таки он хороший, Печорин!». А её подруга, напротив, признавая достоинства героя, говорит: «Вот уж, действительно, не дай Бог встретить на своём жизненном пути такого человека».
Ученица 9-го класса любит стихотворение Пушкина, посвящённое А. П. Керн потому, что, «читая его, чувствуешь, как сам становишься лучше».
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
ЯЗЫК МОИХ ПРЕДКОВ УГАСНУТЬ НЕ ДОЛЖЕН!
В. В. Цыпышева, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ, с. Карлыханово, Белокатайский р-н, Республика Башкортостан
Мы говорим на одном и том же русском языке. Но почему тогда мы иногда не понимаем друг друга, словно жители разных планет? Всё дело в том, что большое количество слов живёт только на ограниченных территориях. Эти местные разновидности называются говорами, или диалектами. Русские народные говоры многочисленны и разнообразны, в большей мере они распространены в сельской местности. А село Карлыханово (где я родилась и живу), а также соседние сёла Ногуши, Емаши, Искуш и другие являются такой ограниченной территорией. Они образованы более двух столетий назад переселенцами из Пермской губернии. По архивным данным известно, что Нестор Ульянович Карлыханов купил у башкир участок земли и поставил себе дом. Вскоре образовался хутор Карлыханова.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
БУКВЫ О — Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА. 5-й КЛАСС
И. Н. Ивченко, учитель русского языка и литературы МБОУ «Веселовская СОШ имени Героя Социалистического Труда Я. Т. Кирилихина», Белгородская обл.
Цели:
— обучающие: ознакомить обучающихся со способом выбора букв О — Ё в корне после шипящих, выработать алгоритм применения изучаемой орфограммы;
— развивающие: развивать орфографическую зоркость обучающихся, их творческие способности, уметь обосновывать выбор букв О — Ё после шипящих в корне слова;
— воспитательные: прививать бережное отношение к родному языку, интерес к изучению русского языка.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальный, групповой, фронтальный.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; индивидуальные карточки, раздаточный и дидактический материал, тестовые задания, презентация по теме урока.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Ж. В. Дубоносова, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 46», г. Краснодар
Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. Он выполняет по меньшей мере три функции: 1) управления процессом усвоения, его коррекции; 2) воспитания познавательной мотивации; 3) обучения и развития.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
ФОЛЬКЛОР ОТ САМОЙ КОЛЫБЕЛИ
Н. С. Крюкова, заслуженный учитель России, г. Тобольск
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРЕ- И ПРИ-. 5-й КЛАСС
М. А. Кережина, учитель русского языка и литературы, замдиректора по ВР МОУ «СОШ № 33», г. Петрозаводск, Республика Карелия
Цели:
— обучающие: ознакомить обучающихся с орфограммой и её графическим обозначением на письме; тренировать в запоминании основных значений приставок; повторить правописание приставок на -з (-с);
— развивающие: развивать умение самостоятельно получать знания; развивать внимание, память, логическое мышление, познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;
— воспитательные: прививать интерес к урокам русского языка, воспитывать коммуникативные отношения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник, опорная схема «Правописание приставок пре-, при-».
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
УРОКИ МУЖЕСТВА И ДОБРОТЫ ПО РАССКАЗУ В. Г. РАСПУТИНА «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО». 6-й КЛАСС
Э. А. Егорова, учитель русского языка и литературы МОУ «Сотнурская СОШ», Волжский р-н, Республика Марий Эл
Цели: создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы.
Задачи:
— обучающие: создать условия для активизации знаний обучающихся о нравственности, духовности на основе рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»;
— развивающие: развивать речь как показатель интеллектуального и общего развития через представление собственных достижений на уроке; способ ствовать развитию мышления, умения анализировать полученные знания, выделять главное, работать в группе, отстаивать свои взгляды, вести дискуссию;
— воспитательные: воспитывать коммуникабельную личность, способную к креативному мышлению, аргументированной защите своей точки зрения.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
СИНТАКСИС. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 5-й КЛАСС
М. Г. Негуляева, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 27», м. о. г. о. Симферополь, Крым
Цели:
— обучающие: обучать школьников работе в группах, индивидуальной работе, осуществлению взаимои самоконтроля; формировать умения определять количество основ в предложении, находить сложное предложение в тексте, объяснять постановку знаков препинания и способов связи простых предложений в сложном;
— развивающие: развивать умения ставить чёткие цели, составлять алгоритмы действий; развивать критическое и логическое мышление, коммуникативную компетенцию;
— воспитательные: прививать желание быть грамотным, образованным; воспитывать культуру общения и учения; способствовать осознанию своей значимости в общественном деле.
Основное понятие: сложное предложение.
Межпредметные связи: русский язык, история родного края, изобразительное искусство.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, учебник, словарь художественных терминов.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
ДОБРОТА В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ. 5-й КЛАСС
Н. С. Крюкова, заслуженный учитель России, г. Тобольск
Пословицы и поговорки — древнейшие жанры устного народного творчества. Это мудрые рассуждения о жизни, о людях. В коротких фразах пословицы и поговорки рассказывают, как жил народ, что ценил. В них народ прославляет смелость, умение трудиться, смеётся над жадными, ленивыми, рассказывает о труде, книгах, пользе знаний, отдаёт должное честности, доброте.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС). 10–11-е КЛАССЫ
Н. Ю. Рымша, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 22», г. о. Самара
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10–11-х классов. Рассчитан на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Цель занятий элективного курса по русскому языку в 10–11-х классах — подготовить обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ.
Задачи: закрепить, углубить и обобщить лингвистические знания школьников; научить применять эти знания на практике.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
РУССКАЯ ЖЕНЩИНА КАК МУЗА В ПОЭЗИИ Н. А. НЕКРАСОВА. 10-й КЛАСС
С. В. Лукьянова, преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО СО «Краснотурьинский политехникум», г. Краснотурьинск, Свердловская обл.
Цели:
— обучающие: представить обучающимся смену акцентов в поэзии о крестьянстве и изменение образа Музы в поэзии Н. А. Некрасова; дать через разные виды искусства представление о жизни крепостных людей ХІХ века, о судьбе русской женщины;
— развивающие: сформировать гуманистическое мировоззрение и национальное самосознание учеников;
— воспитательные: воспитывать средствами поэтического и музыкального искусства духовно-нравственную личность.
Тип урока: урок — литературная гостиная.
Оборудование: дидактический материал; аудиозаписи (романсы «Что ты жадно глядишь на дорогу…», обраб. Я. Ф. Пригожева, исп. Л. Г. Зыкина; «Жаворонок», муз. М. И. Глинки; «Бьётся сердце беспокойное…», муз. С. И. Танеева; «У людей-то в дому — чистота, лепота…», муз. Ц. А. Кюи); тексты стихотворений «В полном разгаре страда деревенская…», «Ты всегда хороша несравненно…», «О письма женщины, нам милой!», «Три элегии», «Отпусти меня, родная…», «Кумушки», «О Муза! Я у двери гроба!»; портрет Н. А. Некрасова; выставка сборников стихотворений поэта.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ. 6-й КЛАСС
Н. Н. Белова, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ «СОШ № 10 имени Е. И. Зеленко», г. Курск
Тема. Подготовка к сочинению-размышлению по сказке-были «Кладовая солнца» М. М. Пришвина
Цели: открыть для обучающихся своеобразие художественного мира М. Пришвина; расширить представление о духовности, о взаимосвязи человека и природы; способствовать развитию интереса к различным видам искусства.
Задачи:
— обучающие: способствовать углублению знаний обучающихся об особенностях художественного слова Пришвина; расширить и обогатить словарный запас обучающихся посредством работы с семантикой; научить пользоваться нетрадиционными формами и методами анализа художественного слова;
выявить своеобразие художественного мира Пришвина; научить анализировать прочитанное;
— развивающие: способствовать пониманию иносказательного подтекста художественного текста во взаимосвязи с идеей, позицией автора; совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать художественно-эстетический вкус;
— воспитательные: прививать бережное отношение к природе и её богатствам;
— личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;
— метапредметные: формировать умение оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, выявлять задачу и решать её, определяя круг действий и операций; формировать коммуникабельность, умение работать с информацией.
Тип урока: урок-исследование.
Метапредметные связи: русский язык, литература,
изобразительное искусство, музыка
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Вкладка – Репродукции картин Ивана Айвазовского
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Вкладка – Репродукции картин Ивана Айвазовского
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ