Все журналы » Русский язык и литература. Все для учителя! » №2(74)

Искусство художественной иллюстрации на уроках литературы

Р. Н. Клочко, учитель русского языка и литературы ООШ І–ІІІ ст. № 47, г. Донецк-7

В идейно-эстетическом воспитании, в развитии образного мышления обучающихся важная роль принадлежит искусству художественной иллюстрации.

В. А. Сухомлинский писал: «Музыкальное воспитание в школе есть фактически не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».

Эти слова в равной мере относятся и к изобразительному искусству. Одним из методических приёмов для углублённого восприятия учениками художественного произведения являются иллюстрации к нему, созданные детьми.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Роль интеллектуальных игр в подготовке к олимпиадам и конкурсам по предметам гуманитарного цикла. игра «эрудит-лото». 9–11-е классы

В. С. Легоцкая, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 5», г. Брянск

Сегодня перед школой стоит задача сформировать у школьников умения и навыки, позволяющие свободно ориентироваться в постоянно меняющемся потоке информации, быстро находить адекватныеи нестандартные решения в различных проблемных ситуациях, кратко и точно выражать свои мысли. Такие задачи в образовательном процессе решаются не только на уроках, но и при проведениинаучных конференций, конкурсов проектов, предметных недель, подготовке к олимпиадам, в другихвидах внеурочной деятельности. Одними из самых эффективных и увлекательных видов внеурочнойдеятельности являются, как показывает опыт работы с одарёнными детьми, командные интеллектуальные игры. Они обладают большим мотивирующим потенциалом, позволяющим не только организовать уникальное творческое взаимодействие учителя и обучающихся, но и создать оптимальныеусловия для интенсивного развития личности


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

«Пусть звёзды опять нам назначат свиданье…». 9-й класс

Л. М. Наумова, учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ № 14 “Зелёный шум”», г. Волжский, Волгоградская обл.

Цели:

-  обучающие: систематизировать и повторить материал, изученный школьниками в 7–9-х классах,посредством комплексной работы с текстом определённой тематики;

-  развивающие: развивать умения анализироватьязыковые единицы, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,владеть монологической и диалогической формамиречи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

-  воспитательные: прививать осмысление важностисобытий, связанных с космической деятельностью человека, способствовать привлечению внимания к наукам,связанным с освоением космического пространства,и к изучению истории отечественной космонавтики.

Тип урока: урок повторения и обобщения изученного.

Оборудование: учебные тексты, раздаточный материал, таблица-схема, электронные ресурсы, медиа-средства.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Типы односоставных предложений (обобщающее повторение). 8-й класс

А. С. Ходарина, учитель русского языка и литературы МКОУ «Бобровская СОШ № 2», Воронежская обл.

Цель: обобщить и проверить знания учащихся.

Задачи:

-  обучающие: сформировать у учащихся уменияопре делять виды односоставных предложений, различать именные и глагольные односоставные предложения, сложные предложения, в состав которыхвходят односоставные предложения;

-  развивающие: развивать умения различать двусоставные и односоставные предложения;

-  воспитательные: прививать любовь к художественной литературе.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Долгий Путь Домой… (по рассказу Л. М. Куликовой «Свиделись»). 9–11-е классы

Е. А. Беськаева, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «СОШ № 28», г. Саранск, Республика Мордовия

Цели:

-  обучающие: ознакомить обучающихся с творчеством современных авторов; обучать аналитическому чтению текста художественного произведения;

-  развивающие: развивать умения сравнивать, критически мы слить, делать самостоятельные выводыиз прочитанного;

-  воспитательные: содействовать нравственномувоспитанию учащихся; побудить задуматься о собственных чувствах к близким людям; помочь понятьраздумья писателя о взаимоотношениях родителейи детей; прививать любовь к родному краю черезвосприятие картин мордовских художников и лирических произведений мордовских поэтов.

Задачи:

-  обучающие: проанализировать содержание рассказа с точки зрения идейного содержания;

-  развивающие: развивать у обучающихся способность за деталями видеть глубокий подтекст, определять значение мотивов в художественном произведении; поддерживать интерес к творчеству современных писателей;

-  воспитательные: воспитывать человечность, воздействуя на чувства, вызывая сопереживание.

Тип урока: урок изучения нового материала; уроквнеклассного чтения.

Оборудование: портрет Л. М. Куликовой, репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»,текст рассказа Л. М. Куликовой «Свиделись», мультимедийный проектор.

Опережающее задание: для всех: прочитать рассказЛ. М. Куликовой «Свиделись»; индивидуальные: подготовить сообщение о биографии Л. М. Куликовой, мотивахдома, пи сьма, дороги в литературе; прочитать словарные статьи «Семья», «Счастье»; подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений мордовских поэтов«Истина о маме» И. Адюкова, «Опять поспела рябина…»Н. И. Ишуткина.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Земля, где она была счастлива: крымский период в жизни и творчестве М. И. Цветаевой

Т. А. Дымченко, учитель русского языка и литературы. Ордена Трудового Красного Знамени агропромышленного колледжа, с. Маленькое, Симферопольский р-н, Крым

Цели:

- обучающие: ознакомить обучающихся с крымскимпериодом в жизни и творчестве М. И. Цветаевой;

-  развивающие: повышать читательскую культуру;формировать художественно-эстетический вкус обучающихся;

-  воспитательные: прививать чувство патриотизма,любви к родному краю.

Тип занятия: литературная гостиная.

Оборудование: мультимедийная доска, проектор, презентация, сборники стихотворений и прозыМ. И. Цветаевой.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Т. А. Дымченко, учитель русского языка и литературы. Ордена Трудового Красного Знамени агропромышленного колледжа, с. Маленькое, Симферопольский р-н, Крым Цели: - обучающие: ознакомить обучающихся с крымским периодом в жизни и творчестве М. И. Цветаевой;

Л. И. Таиркина, учитель русского языка и литературы МБОУ «Альшиховская СОШ», Буинский р-н, Республика Татарстан

Цели:

-  обучающие: способствовать усвоению обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзномсложном предложении; формировать умения устанавливать смысловые отношения между частямибессоюзного сложного предложения, определятьинтонационные особенности этих предложенийи правильно выбирать знаки препинания; повторить случаи постановки тире в простом предложении;

-  развивающие: формировать у школьников положительную мотивацию и готовность к восприятиюнового материала; развивать умения обобщать, систематизировать, сопоставлять изученный материалс новым, творческие способности, навыки сотрудничества;

-  воспитательные: прививать уважение к урокуи предмету в целом, взаимоуважение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: экран, ноутбук, проектор, компактдиск с презентацией по теме урока, индивидуальныекарточки с выполненным домашним заданием, тетради,учебник.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

СУДЬБА МАШИ ТРОЕКУРОВОЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ (ПО РОМАНУ А. С. ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ»). 6-й класс

В. В. Чигинцева, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 7», г. Колпашево, Томская обл.

Тема Судьба Маши Троекуровой в современном обществе

Тип урока:Урок обобщения и систематизациизнаний

Цели:

Обучающие: способствовать повторению и обобщению изученного обучающимися материала; расширитьпредставление о моральных и материальных ценностях, их проявлении в жизни; провести исследованиевозможной судьбы героини романаА. С. Пушкина Марии Троекуровой;

развивающие: развивать умения работать в группах, высказывать мнение об увиденном, вести диалог;

воспитательные: прививать желание быть грамотными, всестороннеразвитыми; воспитывать личность,

способную к самостоятельной деятельности

Образовательные ресурсы

Репродукция картины В. В. Пукирева «Неравный брак», раздаточный материал

Личностнозначимая проблема

«Может ли человек подавить своимечты и желания ради выгоды?»

Методы и формы обучения

Метод: кейс-стади; форма: групповая

Основные понятия: Моральные и материальные ценности; мезальянс


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения (распространённые и нераспространённые). 5-й класс

О. И. Мальцева, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 12», г. Кашира-8, Московская обл.

Цели:

-  обучающие: подвести обучающихся к умению характеризировать предложение по наличию главныхи второстепенных членов; учить отличать распространённые предложения от нераспространённых;

-  развивающие: развивать умения находить общее,отличать, обобщать;

-  воспитательные: прививать культуру делового общения, положительное отношение учениковк мнению одноклассников, чувство взаимопомощи.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы и технологии обучения:

-  методы обучения: словесный (беседа, слово учителя), наглядный (демонстрирование презентации),метод самостоятельной работы, частично-по исковый, игровой, наблюдения, языкового анализа,сопоставления и противопоставления, контроляи самоконтроля, опоры на ранее приобретённыйопыт;

-  технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные (ИКТ),концентрированного обучения.

Оборудование: учебные тексты, записи на доске


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Уроки проблемного вида по литературе. 11-й класс

Л. С. Миронова, преподаватель русского языка и литературы,специалист высшей категории ОГБОУ СПО «Родниковский политехнический колледж», г. Родники, Ивановская обл.

Проблемное обучение — современная, реально действующая, результативная образовательнаятехнология.

Принцип проблемности ориентирует на активную, разнообразную и посильную деятельность каждого обучающегося, создаёт ситуацию положительного нравственного выбора, обучает ведению диалога,умению слышать, слушать, высказываться и понимать других, а самое главное — решать проблемы.Именно проблемное обучение даёт возможностьэффективно организовывать учебный процесс приактивной деятельности самих обучающихся. Возникает обратная связь между учителем и учеником, между преподаванием и обучением.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

ЗАМЫСЕЛ АВТОРА. В. Ф. ОДОЕВСКИЙ «Человек с собачьей точки зрения». 7–8-е КЛАССЫ

А. Д. Шарова, замдиректора, методист МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр», г. Тутаев, Ярославская обл.

Цель: выявить в тексте концептуальную информацию, определить авторский замысел.

Задачи:

-  обучающие: формировать умение извлекать фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию из текста; научить определять, с какой цельюсоздан текст; находить детали, способствующие выявлению авторского замысла, и определять смыслы,которые связывают эти детали;

-  развивающие: совершенствовать навык определения стиля и жанра текста; развивать вниманиек слову и его значению; развивать умения мыслитьлогически, сравнивать и делать выводы, определятьроль слова в тексте; формировать умение объективно оценивать результаты своей работы;

-  воспитательные: воспитывать вдумчивого читателя; прививать нравственные ценности.

Тип урока: урок внеклассного чтения.

Оборудование: текст произведения В. Ф. Одоевского «Человек с собачьей точки зрения (из записок Бабушки Зюзи, составленных ею на пользу своего потомства)»(на каждого ученика, см. приложение), дидактическийматериал.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ

Литературно-музыкальная гостиная «звонкие струны поэзии серебряного века». 5–11-е классы

Л. А. Стрепетова, Е. В. Сычёва, учителя русского языка и литературыМБОО «Новониколаевская СОШ № 3», Новониколаевский р-н, Волгоградская обл.

Цель: развитие творческих способностей, интеллектуального потенциала школьников через приобщениек поэзии Серебряного века.

Задачи:

-  обучающие: расширение информационно-познавательного диапазона детей;

-  развивающие: раскрытие креативных способностей, навыков выразительного чтения;

-  воспитательные: воспитание бережного отношения к культурному наследию страны.

Условия участия в гостиной: время выступлениякаждого участника — не более 5 минут. Каждый участник гостиной представляет произведение (стихотворение, проза, песня, романс) одного из поэтов Серебряного века: С. А. Есенина, Саши Чёрного, И. А. Бунина,Андрея Белого, Велимира Хлебникова и А. А. Блока.

Критерии выступлений обучающихся: выразительность и оригинальность выступления; культураречи, манера выступления; эмоциональная окрашенность выступления; чувство времени.

Тип мероприятия: литературно-музыкальная гостиная.


Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]

Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
© 2010 - 2021, Издательская группа «Основа»