
Реакции ионного обмена
Т. В. Алексеева
Цели урока:
- познавательная: обобщить знания, полученные учащимися по теме «Теория электролитической диссоциации», и сформировать понятие о возможности протекания реакций в растворах электролитов, используя механизм реакции ионного обмена и алгоритм составления ионных уравнений реакций;
- развивающая: формировать умение анализировать полученную информацию, применять при высказывании суждений ранее полученные знания, использовать метапредметные связи, совершенствовать навыки решения расчетных и практических задач, учить восьмиклассников проводить самостоятельный анализ материала, делать правильные выводы, соотносить теоретические знания с практической деятельностью;
- воспитательная: формирование исследовательской компетенции обучающихся.
Планируемые результаты: урок должен помочь обучающимся 8 класса сформировать следующие универсальные учебные действия:
1. Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
2. Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем, связанных с химией.
3. Познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.
4. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.
Задачи урока:
1. Закрепить пройденный материал по темам «Электролитическая диссоциация» и «Реакции ионного обмена».
2. Продолжить обучение работе в командах.
3. Продолжить обучение проведению лабораторных опытов учащимися.
4. Проверить знания учащихся по изученным темам.
Тип урока: комплексного применения знаний, умений и навыков.
Оборудование и реактивы: мультимедийный проектор, электронная презентация, экран, карточки с заданиями, бланки заданий, рефлексивные карты, демонстрационное оборудование (штатив с пробирками, пробиркодержатель, растворы соляной кислоты, сульфата меди, гидроксида натрия, хлорида бария, нитрата серебра, индикатор), этикетки от минеральных вод.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Мир открытий. Химические явления
Н. Ю. Шаталова, учитель химии, г. Петрозаводск, Республика Карелия
Предметные результаты: сформировать:
- понятия о физических и химических явлениях;
- умение обнаруживать превращения веществ;
- умение определять признаки химических реакций;
- умение соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами.
Метапредметные и личностные результаты:
Познавательные УУД:
1. Сформировать умение находить и использовать нужную информацию.
2. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
3. Сформировать умение владеть смысловым чтением — самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию (работа с текстом по технологии продуктивного чтения).
Коммуникативные УУД:
Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.
Регулятивные УУД:
1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы урока и цели).
2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценивания.
Тип урока: изучения нового материала.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Оборудование: проектор, ноутбуки с выходом в интернет, свечи, спиртовка, держатель для пробирок, цинк (пластинка), соляная кислота, мел, соль меди, щелочь, индикатор, кусочек хлеба, картофель, спиртовой раствор йода.
Класс объединяется в четыре группы (перед уроком ребята выбирают квадратики, на которых написаны цифры от 1 до 4; ребята садятся за тот стол, на котором есть табличка с указанием цифры).
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Водородный показатель. Значение рН для организма человека. Экспресс-метод определения рН
Л. Е. Царева, учитель химии, МКОУ Бурятинская СОШ, Калужская обл.
Цели:
- сформировать знания о показателе pH и его значении в жизни человека;
- показать важность знаний химии для заботы о своем здоровье;
- формирование компетентности разрешения проблемы, информационной и коммуникативной компетентности учащихся;
- обратить внимание, что понятие «водородный показатель» упоминается в СМИ.
Оборудование: универсальный бумажный индикатор, образцы: продуктов питания (магазинные соки, свежевыжатые овощные соки), косметической продукции (лосьоны, тоники, мыла), средств для мытья посуды, наиболее часто употребляемых в быту; химическая лабораторная посуда, дистиллированная вода.
Межпредметные связи: биология (строение организма человека и его функции), экология (экологическая грамотность по отношению к здоровью человека).
Тип урока: изучения нового материала.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Классификация неорганических веществ. Генетическая связь между классами неорганических веществ
Л. Д. Власова, учитель химии, г. Донецк
Цели:
1. Учебная:
а) обобщить и систематизировать сведения об основных классах неорганических веществ;
б) развивать представления учащихся о составе, классификации и химических свойствах изученных соединений;
в) выявить взаимосвязь веществ разных классов.
2. Воспитательная: совершенствовать мировоззренческие знания учащихся и умение применять их на практике.
3. Социальная: продолжить развитие социальной компетенции.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
Методы: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, беседа с элементами опроса, игровые моменты.
Оборудование: таблицы «Ряд активности металлов», «Растворимость кислот, оснований и солей в воде».
Литература: Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 8 класс. — М.: Просвещение, 2016.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Неметаллы
Т. Л. Джамалдинова, МКОУ «Карчагская СОШ им. М. Караханова», селение Карчаг, Сулейман-Стальский район, Республика Дагестан
Цели и задачи:
- обучающие: обобщить, систематизировать и скорректировать знания, умения и навыки учащихся по вопросам, касающимся строения, свойств и применения неметаллов и их соединений;
- развивающие: способствовать развитию навыков самостоятельной познавательной деятельности, умений сравнительного анализа, логического мышления, действий в нестандартной ситуации;
- воспитательные: способствовать формированию и развитию личностных качеств, ответственности за свою работу, уверенности в своих знаниях.
Ожидаемые результаты:
- личностные: ответственное отношение к учебной деятельности, целеустремлённость, умение управлять своими эмоциями;
- метапредметные: применение основных методов познания (системно-информационного анализа), использование основных интеллектуальных операций (формулирование гипотез, анализ, синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей);
предметные:
- знать: основные характеристики, химические свойства неметаллов и их соединений;
- уметь: обобщать, сравнивать, находить общее и различное в свойствах неметаллов, записывать уравнения химических реакций, характеризующие свойства неметаллов, наблюдать и описывать демонстрируемые химические эксперименты, делать выводы и умозаключения из наблюдений, структурировать изученный материал, фиксировать его в рабочей тетради.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Карбоновые (пищевые) кислоты
А. С. Арефьева, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ Самарской области «Самарский техникум кулинарного искусства»
В статье представлен опыт проведения урока для студентов техникума специальности «Технология продукции общественного питания». Урок разработан в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) в соответствии с ФГОС СПО. Технология РКМЧП направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, собственное мнение и рефлексия суждений. Реализуются закономерности взаимодействия личности и информации. Стадии вызова — осмысления содержания и рефлексии — образуют технологический цикл. Актуальность представленных материалов урока по химии определятся спецификой современной профессиональной подготовки. Информационный текст имеет практическую профессиональную направленность, таким образом реализуются аспекты контекстного обучения. Методику можно адаптировать и использовать при преподавании химии в 10–11-х классах общеобразовательной школы.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Водород, рождающий энергию и воду
Э. Ж. Бадмаева, учитель химии МБОУ «Дыренская СОШ», Курумканский р-н, Республика Бурятия
Цели урока:
- деятельностная: сформировать умения сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать, синтезировать; развивать мотивацию к науке химии, ответственное и бережное отношение к окружающей среде;
- предметно-дидактическая: сформировать у обучающихся представления о водороде как о химическом элементе и простом веществе, о способах получения водорода, о химических свойствах и применении водорода.
Задачи: продолжить развитие у учащихся желания к самостоятельному добыванию знаний на уроке, с помощью побудительного диалога; самостоятельности логического мышления; воспитание коммуникативной культуры.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Реакции разложения
М. В. Гамбург, бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ № 77», г. Омск
Цели: изучить механизм реакций разложения; ознакомиться с понятиями «катализатор», «фермент»; отработать навыки составлять уравнения химических реакций.
Задачи:
образовательные:
- повторить, скорректировать и закрепить знания по теме «Физические и химические явления»;
- уметь записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты;
- научиться определять реакции разложения;
- рассмотреть классификацию химических реакций по определенным признакам;
- продолжать развивать навыки самостоятельной работы, делать выводы и обобщения;
развивающие:
- закрепить знания учащихся о физических и химических явлениях;
- закрепить составление уравнений химических реакций;
- формировать умения определять реакции разложения;
- развивать речевые навыки, познавательные способности, мышление, внимание, умение использовать изученный материал для познания нового;
воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, сотрудничество, нравственные качества — коллективизм, способность к взаимовыручке, адекватной самооценке.
Тип урока: комбинированный.
Литература
1. Троегубова Н. П. Поурочные разработки по химии. 8 класс. — М. : ВАКО, 2014. — 400 с. — (В помощь школьному учителю).
2. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян. — 2-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2013. — 286, [2] с.: ил.
3. Химия. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О. С. Габриелян, С. А. Сладков. — М. : Дрофа, 2013. — 207, [1] с.: ил.
4. Химия. Настольная книга учителя. 8 класс: методическое пособие / О. С. Габриелян, Н. П. Воскобойников, А. В. Ящукова. — 3-е изд., перераб. — М. : Дрофа, 2007. — 398, [2] с.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Пепси-кола и Кока-кола: вред или польза. Факультативное занятие
Т. В. Галяутдинова, учитель химии МАОУ «СОШ № 9», ГО Первоуральск
Цели занятия:
- образовательная: ознакомить учащихся с историей создания и составом газированных напитков, провести простейшие исследования напитков;
- развивающая: совершенствовать практические умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами; дополнить знания учащихся о правилах работы в химическом кабинете; развивать умение наблюдать, делать выводы;
- воспитательная: продолжить формирование умения высказывать свои взгляды, суждения, развитие химической речи; формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы, бережное отношение к собственному здоровью.
Тип занятия: формирование новых знаний.
Форма занятия: комбинированное.
Методы и методические приемы: объяснительно-иллюстративные (рассказ с элементами беседы, демонстрация презентации, создание проблемной ситуации, практическая работа, опережающие задания).
Предполагаемые результаты обучения:
- знать: состав напитков, опасности веществ, входящие в их состав; правила ТБ при работе в лаборатории;
- уметь: работать с растворами напитков, соблюдая правила техники безопасности.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint;
- набор для практической работы учащихся: штатив с пробирками, 4 стакана с напитками, чашка Петри, скрепка, ткань капроновая, скорлупа яйца, пинцет;
- рабочий лист, содержащий задания и описания опыта.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Цветная вкладка – Опал - 1
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Цветная вкладка – Опал - 2
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ