
Использование современных образовательных технологий
Технология проектно-исследовательской деятельности
Е. В. Ветрова, учитель географии, МКОУ СОШ № 16, г.Бирюсинск, Тайшетский р-н, Иркутская обл.
Изменчивость и динамичность современного мира, ускорение темпов развития, многообразие существующих в нём связей предъявляет новые требования к сфере образования. Школа сегодня стремительно меняется, пытается идти в ногу со временем. Если ранее перед учителем стояла задача дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, то современный учитель должен создать условия, вооружить его такими подходами, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Преподавание географии в условиях инклюзивного образования
С. Ю. Стекленёва, учитель географии, МОУ СОШ им. Г. И. Марчука, р. п. Духовницкое, Саратовская обл.
Всем школьникам свойственно учиться и использовать полученные знания по-разному.
В школах надо помогать детям с ограниченным состоянием здоровья, но всё зависит от возможностей самой школы, коллектива учителей и детей и, конечно, от способностей ребёнка с особенностями развития. Чтобы школа ввела инклюзивную практику, она должна действительно полностью измениться и поменять не только формы организации обучения, но и способы взаимодействия учеников.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Технологии, применяемые для реализации системно-деятельностного подхода на уроках географии
О. В. Величко, учитель географии, МБОУ Ярская СОШ, Новооскольский р-н, Белгородская обл.
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках каждого учебного предмета и географии в частности призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Ориентирование на местности 5 класс. Урок-практикум
С. В. Эпова, учитель географии; А. Е. Эпов, учитель физического воспитания, МБОУ СОШ, пст Заречный, Нерченский р-н, Забайкальский край
Тип занятия: урок открытия новых знаний.
Форма: урок-практикум.
Данный урок можно использовать при проведении занятий туристических групп, организации кружковой работы, уроков ОБЖ.
Цель: формирование умений и навыков учащихся определять стороны горизонта по разным видам ориентиров и компасу.
Задачи:
- создать содержательные и организационные условия для развития у обучающихся умения находить нужную информацию из различных источников;
- развитие практических навыков работы с компасом, планом местности;
- формирование навыков использования информационных технологий с учётом стандарта второго поколения;
- формирование навыков самостоятельной и групповой работы;
- развитие у обучающихся интереса к предмету «География», развитие образного, творческого мышления.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Методы обучения: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с картами, схемами, коллажем, дидактическими и наглядными материалами); поисково-исследовательские, практические; дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).
Понятия и термины: стороны горизонта, ориентирование.
Оборудование: География. Начальный курс.5 класс: Учебник / И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. — М.: Дрофа, 2015; География.5 класс: Атлас. — М.: Дрофа, 2014; компьютерная презентация по теме «Ориентирование», отрывок мультипликационного фильма «Машенька и медведь»; цветные карточки с надписями «Север», «Юг», «Запад», «Восток».
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Вода на Земле. Гидросфера. 5 класс. Урок-исследование
О. М. Игнатова, учитель географии, МБОУ «Гимназия», г. Лесосибирск, Красноярский край
Учебник: Летягин А. А. География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. А. Летягин; под общ. ред.В. П. Дронова. — М.: Вентана-Граф, 2012.
Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий): изучать и описывать свойства воды; проводить опыты по изучению свойств воды.
Образовательные результаты урока:
Предметные: представление о воде, её состояниях и свойствах, представление о гидросфере и её частях, представление о движении вещества гидросферы (круговорот воды), умение изучать и описывать свойства воды
Метапредметные:
1) Межпредметные понятия (вещество, время, жизнь, метод, объект (реальный), планета Земля, природа, пространство (положение), пространство (форма, размер), процесс).
2) УУД:
регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, оценка);
- общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, построение высказывания в устной и письменной речи, рефлексия способов действия, оценка процесса и результатов деятельности, смысловое чтение;
- логические: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, доказательство, построение логической цепи рассуждений);
- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение выражать свои мысли полно и точно).
Личностные: смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности (результат учения) и её мотивом.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Масштаб и карта родного края. 6 класс
Интегрированный урок: география и математика
Н. С. Щукина, учитель математики, МБОУ Орловская ООШ, Великоустюгский р-н, Вологодская обл.
Математика имеет множество приложений к различным аспектам человеческой деятельности, а на уроках в школе мы лишь вскользь упоминаем о некоторых из этих приложений. В результате у учеников может возникнуть представление о математике как о «сухом», формальном предмете, оторванном от жизни, от практики. Именно поэтому так необходимо навести мосты, соединяющие данный предмет с окружающим миром. Учитель математики может на своих уроках показать взаимосвязь школьных предметов, приведя для доказательства конкретные факты, яркие и интересные примеры, сделав свои уроки содержательнее, разнообразнее и занимательнее.
Неоспорима связь математики и географии, особенно на уроках по таким темам, как «Координатная плоскость» и «Масштаб». Именно урок по теме «Масштаб» выбран в данной работе для того, чтобы показать, как можно использовать межпредметные связи на уроках математики.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Путешествие в царство редких минералов. 6 класс
Интегрированный урок географии и литературы
Н. А. Данилова, учитель географии; Л. М. Гусарова, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ № 46, г. Владимир
УМК: Учебник «География.Введение в географию» Е. М. Домогацких; «Литература» (В.П.Полухина, В. Я. Коровина и др.) (внеклассное чтение).
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности, интегрированный.
Цель урока: организовать совместную деятельность учащихся по изучению произведений П. П. Бажова; сформировать представления о минералах и горных породах.
Основные понятия, персоналии: сказ, сказка, минерал, горная порода, виды минералов, П. П. Бажов, Н. С. Лесков.
Формы работы: групповая работа, опережающее домашнее задание по группам, фронтальная.
Оборудование и ресурсы: компьютер, проектор, презентация, тетрадь, контурные карты, раздаточный материал; кинофрагменты об Ильменском заповеднике и добыче золота на Урале; сказы Бажова: «Медной горы Хозяйка», «Золотые дайки», «Серебряное копытце», «Железковы покрышки», «Хрупкая веточка», «Таюткино зеркальце».
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Путешествие по регионам России. Центральная Россия. 9 класс
Урок — заочная экскурсия
Д. И. Сливенко, учитель географии, ГБОУ СОШ № 86, г.Санкт-Петербург
Цели урока: способствовать воспитанию географической культуры личности и развитию экогуманистического мировоззрения, обеспечивающего осознание единства геопространства России в его природном, социальном, экономическом разнообразии и региональном единстве.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД): создать условия для формирования у учащихся представлений о Центральной России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического и культурного пространства;
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; способствовать созданию целостного образа многоликой страны, а также развитию ценностных ориентаций, креативности, позитива, личной ответственности и уважения к исторической судьбе России; воспитывать ответственность и аккуратность;
- развивающие (формирование регулятивных УУД): умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по компонентам уравнения; формирование готовности к изучению и практическому решению личностно и социально значимых географических задач, к созидательной деятельности на региональном и локальном уровнях.
Тип урока: комбинированный (рассчитан на 2 академических часа).
Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в группах, ИКТ.
Оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с планом работы для групп, листы контроля (текст с ошибкой, который составляют сами дети).
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Камень
В. О. Соловьёв, к.геол.-мин.наук
Наряду с минералами, горными породами и полезными ископаемыми учёные иногда делают попытки группировать и рассматривать различные виды камня. А можно ли составить общую схему разделения камня, не подразделяя его на минералы и горные породы? И какой она будет на вид? Уже античные и средневековые исследователи, и среди них Аристотель, Теофраст, Плиний Старший, Агрикола и другие, пытались это делать. Они выделяли группы камней, земель (глины, пески и другие рыхлые образования), руд и металлов, солей. Металлы, в отличие от камней, обладали такой способностью, как ковкость, а соли могли растворяться в воде. Несовершенство этой схемы видно уже на следующем примере: куда следует относить известняк и гипс? Ведь эти горные породы, хотя и медленно, но растворяются, результатом чего является образование пещер. Глины в природных условиях или при обжиге могли каменеть. Металлами сначала называли те минеральные образования, из которых могли выплавлять металлы. Но позже из аналогичных руд начали выделять и неметаллы (например, фосфор), и такие образования назвали агрорудами. А из некоторых глин-земель (каолинов, бокситов, алунитов) научились получать металл — алюминий.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Презентация – Ориентирование на местности
Эпова С. В., Эпов А. Е.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Презентация – Масштаб и карта родного края
Щукина Н. С.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ
Презентация – Путешествие в царство редких минералов
Данилова Н. А., Гусарова Л. М.
Полный доступ открыт только для подписчиков этого журнала на соответствующий срок. Зарегистрируйтесь, пожалуйста, и вышлите копию подписной квитанции на наши журналы на адрес [email protected]
Посмотреть бесплатные ознакомительные номера можно на главной станице журнала. Оформить подписку на электронную или бумажную версию журнала можно в РАЗДЕЛЕ ПОДПИСКИ