Приглашаем принять участие в педагогической дискуссии на тему: "Возможности театральной педагогики в системе общего образования в контексте перехода на ФГОС"
ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»
Кафедра эстетического образования и культурологии
Лаборатория интерактивных театральных проектов
Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в педагогической дискуссии на тему:
Возможности театральной педагогики в системе общего образования в контексте перехода на ФГОС
Центральная встреча дискуссии состоится 11 апреля 2013 года
с 15.00 до 19.00на площадке ЦО №1811 по адресу Первомайская 111;
Театр и педагогика? Ну что ж, занятия в театральной студии (если они не слишком отвлекают от уроков) могут быть в какой-то мере небесполезны – такая реакция на словосочетание «театральная педагогика» встречается довольно часто. Ах, прямо на школьном уроке? Ну, иногда, чтобы школьники отдохнули от учёбы, конечно, можно что-нибудь разыграть…
Нам кажется, что идеи театральной педагогики актуальны для всего общего образования. И дело не в развлечении или релаксации. Речь идёт о педагогике СОБЫТИЙНОСТИ, ПРОЖИВАНИЯ, о педагогике ЛИЧНОСТНОГО ТВОРЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ и ИМПРОВИЗАЦИИ, о педагогике, имеющей дело с ЦЕЛОСТНЫМ ОБРАЗОМ мира и "Я", воспринимаемом эстетически, этически и интеллектуально.
На предстоящей дискуссии речь пойдёт вовсе не о банальном разыгрывании сюжетов или костюмировании, и даже не о дорогом нам «Театре, где играют дети».
Темы, затрагиваемые на предстоящей дискуссии: применение приемов и методов театральной педагогики, использование метода художественно-педагогической драматургии урока, использование в педагогической практике таких понятий как: мизансцена урока, решение пространства, режиссура урока (выстраивание урока по принципу драматического произведения с исходным событием или завязкой, с которой начинается основной конфликт). Принцип построения урока, как интерактивного действа, которое предполагает основными действующими персонажами учащихся и разворачивается здесь, сейчас, впервые.
К участию в дискуссии приглашаются, прежде всего, организаторы образовательного процесса: директора, руководители предметных методических объединений, завучи, открытые новым содержательным идеям в области гуманизации образования.
Мы будем рады видеть педагогов-предметников, учителей естественнонаучных и гуманитарных предметов, учителей начальной школы, а также тех педагогов, которые заинтересованы в применении методов и приёмов театральной педагогики и педагогики искусства по роду своей основной деятельности.
Встреча может стать особенно интересной и содержательной, если в ней примут участие неравнодушные родители, выпускники и старшеклассники.
Для участия в Дискуссии необходимо заполнить заявку
на сайте Клуба «Дети – театр – образование» по адресуhttp://deti-teatr.ru/
Для участников нашей педагогической дискуссии появилась возможность получить сертификат о повышении квалификации (18 часов). В системе повышения квалификации МИОО открыт курс:ИСК 14 " Возможности театральной педагогики в системе общего образования в контексте перехода на ФГОС".
Всем участникам дискуссии, желающим пройти обучение и получить сертификат, необходимо зарегистрироваться на портале http://kurs.mioo.ru/reg/courlist-n12.asp и получить рекомендацию.
Прохождение курса предполагает:
- участие в очных встречах (11 апреля и, по возможности, 16 мая),
- активную работу в интернет-пространстве курса на сайте seminfo: http://mioo.seminfo.ru/course/view.php?id=1791
В программе центральной встречи 11 апреля:
I.ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ:
- Краткие сообщения о феномене педагогики искусства и театральной педагогики;
- Знакомство с высказываниями лидеров московского образования о месте и значении педагогики искусства и театральной педагогики в общем образовании;
- Деление участников на ролевые экспертные группы.
II. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЕТОДИЧЕСКИМ ПЛОЩАДКАМ:
- Игра как особое образовательное пространство;
- Партнёрское общение как условие плодотворного образования;
- Культура речи и сценическая речь в системе непрерывного образования ученика и учителя;
- Ролевые установки как мотивирующие предлагаемые обстоятельства образовательного процесса;
- Мизансцены урока и формирование образовательного пространства;
- Режиссура и драматургия как инструменты педагогической деятельности;
- Система Станиславского как универсальная педагогическая система;
- Фрагменты уроков с использованием приемов театральной педагогики.
III. ДИСКУССИОННЫЕ КОФЕ-ПАУЗЫ.
IV. РАБОТА В ЭКСПЕРТНЫХ ГРУППАХ ПО ИТОГАМ РАБОТЫ НА ПЛОЩАДКАХ.
V. ИТОГОВОЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ:
- Представление итогов работы экспертных групп;
- Коллективная дискуссия и свободный микрофон;
- Видео-вопросы от заочных участников дискуссии;
- Ответы, комментарии, предварительное подведение итогов дискуссии директорами-лидерами московского образования.
В целом дискуссия будет проходить в несколько этапов:
- Подготовка к центральной встрече: консультирование с лидерами московского образования, знакомство с материалами по теме в интернет-пространстве – март-апрель 2013 года;
-
Центральная встреча - состоится 11 апреля 2013 года с15.00 до19.00
на площадкеЦО №1811 по адресуПервомайская 111; - Обработка материаловвстречи, продолжение дискуссии в интернет-пространстве - конец апреля - начало мая 2013 года;
- Итоговая встречас группой активных участников экспертной работы - 16 мая в 15.00 в МИОО по адресу Пречистенский переулок, 7 а.
Данная дискуссия в определённом роде является логическим продолжение дискуссий, начатых на I Всероссийской конференции школьной театральной педагогики памяти Л.А. Сулержицкого.
Ряд поднятых и сформулированных на конференции проблем требует дальнейшей подробной проработки. Необходимо, в частности, разделить зоны театральной педагогики в системе общего образования, как то:
- методы и приёмы театральной педагогики, взятые на вооружение предметами естественно-научного и гуманитарного циклов. Необходимость отделить приёмы и методы театральной педагогики от её содержания. Найти глубинные корневые свойства и возможность трансляции методов на другие предметы;
- потенциал театральной педагогики, как предмета духовно-нравственного развития личности ребёнка;
- ресурсы театральной педагогики в области повышения профессионального мастерства учителя;
- возможности театральной педагогики в области здоровьесбережения всех участников образовательного процесса;
- возможности театральной педагогики по созданию художественно-творческой среды в образовательных учреждениях;
- особые ресурсы театральной педагогики в приобщении учащихся к чтению и развитии культуры речи.
Также необходимо рассмотреть соответствие театральной педагогики подходам к обучению, представленным во ФГОС, оценить не только возможные ресурсы, но и дефициты данного подхода.
На этой дискуссии будет возможность познакомиться с научно-методическими журналами "Издательской группы "Основа" - "Искусство. Все для учителя", "Педагогическая мастерская. Все для учителя!" и другими изданиями.
Все эти, а также другие темы представляются нам актуальными для педагогической дискуссии, так как важно найти общий язык между людьми, занимающимися театральной педагогикой и педагогами общего образования, найти точки пересечения и общие проблемные зоны, услышать и согласовать терминологию друг друга.
Ждём Ваших заявок!